|
-
-
Книга о нашей знаменитой землячке-просветительнице
-
- В обширном океане литературы сегодня не часто “выловишь” умную, правдивую и добрую книгу. Именно к таким относится “Литературно-мемуарная проза” А.А. Штевен-Ершовой (1865-1933), изданная в Арзамасском пединституте профессором кафедры литературы Г.А. Пучковой.
- В книгу включена лишь часть литературного наследия А.А. Штевен: “Мои воспоминания”, “Из записок сельской учительницы”, “О преподавании Закона Божия в школе”, избранные письма.
- Привлекает, во-первых, сама личность Александры Алексеевны Штевен – человека неординарного, высокообразованного и широко эрудированного. Проживая в родовитом поместье (с. Яблонька Арзамасского уезда), она вела переписку с такими известными современниками, как обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев, политические и общественные деятели В.И. Вернадский, А.И. Гучков, Д.И. Шаховской, П.Б. Струве, педагоги С.А. Рачинский, Н.В. Чехов, В.П. Вахтеров, писатели Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, В.В. Вересаев. Знаком с ней был А.П. Чехов.
-
Во-вторых, будучи представительницей просвещенной дворянской интеллигенции, Штевен прекрасно владела искусством слова и умела одной - двумя фразами нарисовать художественный образ, что делает ее настоящим писателем
-
Вот, как например, она представила в письме к подруге портрет своего ученика: “...Был у меня и мальчик, которого пришлось исключить за воровство, – и не просто воришка, а “художник” в смысле петербургских извозчиков: умный, ловкий, симпатичный на вид, без всяких зазрений совести, неисчерпаемый на выдумки и способный увлечь за собой кучу простодушных. Тоже славянская натура!”
-
В-третьих, подкупает искренность и оригинальность автора, суровая правда ее суждений, философское осмысление обыденных факторов, которые, выстроенные в одну цепочку, представляют широкое и яркое полотно жизни России конца XIX – начала XX веков.
-
Так, рассуждая о роли дворянства в истории государства, А.А. Штевен пишет: “...”Дворянская честь”, конечно, должна была стать и постепенно становилась общечеловеческой честью. Но в ожидании этого, “дворянская честь” тем большую имела цену и тем большую приносила пользу в великом национальном деле устроения государства, развития культуры и смягчения нравов. Недаром многие стороны жизни достигли в России высокого расцвета, и нельзя уже сказать, как сказал 100 лет тому назад Чаадаев, что Россия ничего не дала человечеству. Тем более горько, что революция сокрушила все, что было, что давало и что еще могло дать это наше “дорого стоившее России” русское дворянство”.
-
В-четвертых, А.А. Штевен, чьи предки, выходцы из Скандинавии, были героями Отечественной войны 1812 года, обладала высоким гражданским мужеством и являлась истинным патриотом, для которого интересы государства были превыше всего.
-
В открытом письме императору Николаю II в 1896 году она писала: “... Престол Ваш окружен людьми, которым выгодно держать Вас в неведении относительно истинного положения дел в Вашей Империи и истинного отношения к этому положению Ваших подданных. Резко отстраняя ходатайства земств о народных нуждах и дозволяя усиленное ограничение печати, Вы сами добровольно усугубляете это свое опасное неведение. Вы не хотите видеть, Вы не хотите слышать!”
- А завершалось письмо уж совсем пророчески:
- “Какой же путь изберете Вы, Государь, в эти знаменательные дни, когда решается и судьба России, и собственная Ваша судьба? Будет ли Россия Вас любить или ненавидеть? Будет ли история Вас благословлять или проклинать? Суждено ли русскому народу свободное, мирное и правильное развитие и процветание, – или суждена ему кровавая междоусобная война?”
-
Письмо это было опубликовано накануне коронации Николая II. Чем завершилось его правление – хорошо известно.
-
Книга А.А. Штевен особо интересна, в-пятых, тем, что, “приземлена” к Арзамасскому уезду – ведь именно в нашем краю она родилась и здесь проявился ее педагогический и литературный талант, с ним связана ее общественно-просветительская деятельность.
- Благодаря Александре Алексеевне в конце XIX века были открыты земские школы во многих селах Арзамасского уезда, в том числе в Васильевом Враге, Кичанзине, Чапарах. Она содействовала сельским библиотекам, в частности Выездновской. Обо всем этом читатель узнает в главе “Из записок сельской учительницы”.
- В 14 лет, как пишет А.А. Штевен, “я не знала еще, что буду делать, не знала, что мне суждено увидеть и изведать, и не знала, чего хотеть. Но одного я тогда уже хотела томительно и страстно: вернуться в Россию (семья тогда жила в Дрездене – В.П.), в милую, прекрасную, чудную Россию. В ней – я в этом была уверена – найти можно будет все, чего жаждет душа”.
- Надо отдать должное составителю сборника Г.А. Пучковой и ее соавтору И.А. Агаповой, которые проделали колоссальную работу по сбору и подготовке к печати материалов. Приходится сожалеть только, что не удалось пока опубликовать значительную часть мемуаров из семейного архива А.А. Штевен (он находится в Москве, у внучек писательницы).
- Во вступительной статье “Мемуарно-автобиографическая проза А.А. Штевен-педагога, литератора, общественного деятеля” составители сборника пишут: “Мы убеждены, что ее полузабытое творчество, в котором она предстает оригинальным мыслителем и самобытным писателем -педагогом конца XIX века, достойно внимания, как широкого круга читателей-нижегородцев, так и профессионалов-литературоведов, историков, краеведов”.
- Этот вывод сделан из дневников и писем Александры Алексеевны, полных размышлений о вечном: о смысле жизни, об истории России, ее будущем, о православной вере.
- Рассматривая составляющую педагогического наследия, авторы предисловия отмечают, что для Штевен было очевидно: влиять на ученика, воспитывать его нравственно, духовно можно только благодаря особой искренности отношений между учителем и учениками.
- И еще одна важная деталь, на которую обращено внимание во вступительной статье. Благодаря А.А. Штевен Арзамасское земство еще в 1895 году приняло решение о желательности введения в уезде всеобщего начального образования. Тогда как в России оно было введено лишь в 1911 году.
- Не обошли вниманием И.А. Агапова, Г.А. Пучкова и такую “составляющую” жизни своей героини, как ее “пламенный дух”. “Как и другие представители отечественной интеллигенции, – пишут они, – Штевен понимала, что Православная церковь дает обществу нравственные ориентиры” и увлекала крестьянских детей “в мир света, добра, справедливости, истинной веры”.
- Чтобы полнее и разностороннее представить читателю образ А.А. Штевен, составители сборника “наполнили” свою статью высказываниями современников об Александре Алексеевне. Так, француз Ж. Легра представил “выразительный образ всадницы, мчавшейся впереди, опьяненной страстью и сознанием своей силы, обгоняющей само время, действительно оказался пророческим”.
- Наследница знатного дворянского рода А.А. Штевен ( по мужу Ершова) лучшую часть своей жизни посвятила народному образованию в России. Тем она и памятна нам. За то мы и должны быть благодарны этой удивительной женщине.
-
В. ПАНКРАТОВ.
|
|