|
-
-
Село Рождественский Майдан расположено в живописном месте на северо-западе от г. Арзамаса. В двух с половиной километрах южнее села протекает река Сережа, а в двух с половиной километрах западнее – река Унев, правый приток реки Сережи. Со всех сторон село окружено лесами.
- Как туда добираться
- Доехать до Рож. Майдана, оказывается, очень просто. Берешь в кассе вокзала станции Арзамас II билет на автобус (стоит он 56 рублей), следующий до Н.Новгорода или Д.Константинова. И минут через 20-25 ты уже у цели: по правую сторону шоссе Саранск – Н.Новгород раскинулось длинной вереницей домов село. Трасса совсем близко, в трехстах метрах, гул моторов и грохот колес большегрузных автомобилей слышен даже на улице деревни. Бурлящий беспокойный поток современного цивилизованного мира вот тут, рядом. Казалось бы, село должно жить полноценной жизнью, развиваться, процветать. Ан нет. Утопает Рож. Майдан в сугробах, на улочки – ответвления от главной сельской магистрали – только тропинки протоптаны. Много домов брошенных, покосившихся, вросших в землю. Другие стоят крепко, но в окнах – глазницах – лёд. Хозяева, как перелетные птицы, зимуют в городах, печки не топятся. А заживет, наполнится голосами деревня только летом с приездом дачников.
-
Такие села напоминают чем-то музей. Идешь по нему и домысливаешь картину: вот здесь, у околицы дома, играли когда-то дети. Из этого колодца брали воду, тут был скотный двор, там – ларек... Куда же все делось?..
-
- Немного истории
- Село возникло среди непроходимых лесов. Лет 200 назад здесь была заложена церковь в честь Рождества Христова, отсюда и название Рождественский, а Майдан означает “стоянка”. В книге “Край мой Арзамасский” об этом есть такие сведения: “Жил здесь помещик Курочкин, в лесу у него имелась своя лесопилка. В селе была своя церковно-приходская школа. После установления советской власти организовали колхоз “Смычка”, который объединился затем с криушинским в колхоз “Прогресс”. Работало в нем около 200 человек, затем образовался совхоз. А начиная с 1960 года молодежь стала уезжать в город. Уже в конце 70-х- начале 80-х годов населенный пункт квалифицировался как неперспективный. А ведь тогда в селе насчитывалось еще 150 личных подворий, работали клуб, ларек, трудоустроиться можно было и на завод мясокостной муки, построенный за селом, и на свиноводческую ферму.
- ... И предметы первой необходимости
- Сейчас в Рож. Майдане проживает около 40 человек, в основном пенсионеры. Отопление в домах печное. Вода – колодезная. Два раза в неделю приезжает «магазин на колесах». Частный предприниматель с Вада обеспечивает население продуктами питания и предметами первой необходимости. Рожмайдановцы очень довольны работой этого передвижного «центра торговли». Продукты всегда свежие, ассортимент разнообразный.
- Почту привозят 3 раза в неделю. Раскладывают по железным ящикам, приколоченным к щиту в центре села. Но газеты перестали выписывать совсем – кто-то нечистый на руку ворует их.
- Ни медпункта, ни клуба здесь нет. “Скорая” по вызову приезжает из Чернухи. В семи домах есть стационарные телефоны, таксофон на центральной улице, ну и, конечно, современные палочки-выручалочки – сотовые.
-
Из развлечений – один телевизор. Правда, прошлой зимой приезжали артисты из народного коллектива “Золотаюшка”. Ходили по домам, пели рождественские колядки, а их снимали на камеру нижегородские телевизионщики, делали передачу к Рождеству о селе, об обычаях, традициях, о церкви.
-
- В честь Рождества Христова
-
Церковь – это статья особая. Казалось бы, какой смысл в умирающем населенном пункте восстанавливать разрушенное. Кому эта церковь здесь нужна? Но нашлись Божиим промыслом люди, которые загорелись идеей возрождения святыни: жительница Н. Новгорода Т.Д. Гаврилова, уроженец села Н.М. Шабашов, москвич В.Н. Лусинин, род которого корнями из здешних мест, и другие. Помогали строительству все, кто мог помочь, и подняли Рождественский храм. Сейчас в большие праздники и по воскресным дням службы проводит иерей Роман Малкин. Прихожан, конечно, очень мало (особенно зимой), прибыли церкви от такого прихода никакой, в чтецах и певчих нужда большая. Но это мы здесь, на земле, о том, что выгодно-невыгодно привыкли рассуждать, а как Господь рассудит? Для Него, может, эта бедная Рождественская церковь важнее самых доходных городских храмов. Может, ради нее и тех, кто за нее бился, Он и селу вторую жизнь даст, спасет Рождественский Майдан от вымирания.
-
- Ниточка за иголочкой
- Люди в Рож.Майдане открытые, добрые. Рады нежданным гостям. Доверчиво распахивают двери, усаживают за стол.
- Супруги Шабашовы – счастливая семейная пара, обоим далеко за 70. Приехали сюда на родину Николая Михайловича уже в преклонном возрасте.
- “Муж у меня очень хороший, – говорит Евгения Николаевна, – никогда меня не обижал, вином не баловался”. И за ним она, как ниточка за иголочкой, куда позовет – туда и едет. Когда-то они вместе приехали в Арзамас с Урала, где познакомились, работая на заводе. А потом – в малолюдный тихий Рож. Майдан. И здесь им нисколечко не скучно вдвоем. Домик у них маленький, уютный. Утром встают, в печке-голландке дрова разожгут – на термометре – плюс 26 градусов. Бывает, и русскую печь истопят. Евгения Николаевна пирогов напечет – тут уж вовсе праздник в семье. Да если еще дочка с внуками приедет! Она, кстати, тоже собирается, выйдя на пенсию, сюда из города перебраться. А еще Евгения Николаевна умеет шерсть прясть – свекровь научила. Уколы сама делает – нужда заставила, теперь она вместо фельдшера односельчанам эту медицинскую услугу оказывает.
- Глаза Евгении Николаевны светятся счастьем, а про Николая Михайловича и речь молчит: он с любимой женой да на своей земле, на милой сердцу улице деревенской живет, о чем еще можно мечтать! Здесь он родился в большой многодетной семье, здесь в поле лямку с плугом тянул в войну, блины из гнилой картошки ел... А теперь что?! Все сыты, в тепле. Брат его, сестры летом сюда приезжают. Живи да радуйся.
- Одиночество
-
Рядом с Шабашовыми живет в своем доме Александр Михайлович Петровичев. Ему 70 лет. Работал в колхозе ездовым, электромонтером, потом на ветсанутильзаводе трудился. Шесть лет назад потерял жену. И сразу жизнь дала трещину. Трудно в деревенском доме без женских рук, а без тепла и участия близкого человека еще труднее. Держит Александр Михайлович в хозяйстве только кур да кошечку – и с ними ему забот хватает. Жаловаться не на кого. Дети, так сложилось, все на стороне, с жильем у них проблемы. Вот и подумывает Александр Михайлович – а не податься ли ему в дом престарелых...
-
- Это было недавно, это было давно...
- Анна Александровна Пачкова (в девичестве Пащенкова) никуда из своего села не уезжала. Была в молодости очень красивой. И парень ее – Николай Пачков – полюбил тоже видный. На стене в избе висят две больших фотографии: на одной – ее мать с отцом, на другой – она с мужем. Муж – ни дать ни взять – Григорий Мелехов из шолоховского “Тихого Дона”: крупные мужественные черты лица, проницательный взгляд, курчавый чуб из-под военной фуражки торчит. А она – точь-в -точь казачка Аксинья. Гордый посад головы, а на голове – короной коса черных волос.
- Любовь у них была всем на зависть. Он без нее ни на одну гулянку не ходил. А без него-балалаечника – какое веселье, ни попоешь, ни спляшешь. Вот подружки и уговаривали: “Пойдем, Нюра, на посиделки!” Нюра идет. Вина пить не любила, а частушки, бывало, озорные споет: “Мне бы рюмочку вина, я бы ее выпила, мне бы хромовы ботинки, я бы дроби выбила!”
- Конечно, когда Николай замуж предложил, она дала согласие без раздумий, хоть он чуток помоложе ее был и из семьи бедной, дом-развалюха. На это она не глядела: “Был бы милый по душе, проживу и в шалаше”.
- Муж был активистом, избирался депутатом сельсовета, поэтому Анна Александровна всегда была в курсе всех событий колхозной жизни. Построили они дом, вырастили и воспитали двоих детей. Трудились от зари до зари. И боронила, и косила, и стога метала – вспоминает о том времени Анна Александровна да еще дома полон двор скотины был. Много повидала в жизни и плохого, и хорошего. Сейчас живет одна, мужа схоронила. Время, труды и заботы согнули ее до земли, волосы стали белее снега. Но пока еще обходится без посторонней помощи, на своих ногах. Дочь зовет жить к себе, в город. А ей не хочется. В городе у нее душа плачет, домой зовет.
- Вот такая она, русская душа: куда ее ни увези, каких ей благ ни посули, она о родине будет плакать. Как тут не вспомнить Есенина:
- Если кликнет рать святая:
- Кинь ту Русь, живи в раю,
- Я скажу: не надо рая,
- Дайте Родину мою!
-
Л. МАРИНИНА. Фото Л. Цыгановой.
-
-
-
|
|