|
- В последнее время, несмотря на заявления федерального, регионального правительств о том, что скоро у нас все дороги будут с твердым покрытием, и о выделении больших средств на строительство и ремонт дорог, состояние их оставляет желать лучшего. Впрочем, в России дороги всегда были трудно решаемой проблемой, особенно для сельской местности. В основном до сих пор здесь эксплуатируются дороги, проложенные еще в прошлом веке: латанные-перелатанные, разбитые, давно капитально не ремонтированные... И если в доперестроечное время решение задач по дорожному строительству очень часто брали на себя колхозы и совхозы, которые могли себе это позволить, да и государственная казна была полнее, то сегодня бюджетам сельских поселений решение этой проблемы просто не по силам. Районная администрация вообще по закону имеет право выделять средства на ремонт и содержание только тех дорог, которые находятся в юрисдикции муниципалитета. А протяженность таких в нашем районе, к примеру, всего 78 километров. 353 километра – это дороги областного подчинения, 370 километров дорог находятся на балансе сельских администраций.
-
И, тем не менее, дорожные проблемы руководство района держит под контролем, и вопрос этот пусть и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но решается. О том, каковы планы местной власти, касающиеся дорожного строительства, нам рассказал начальник управления капитального строительства, ЖКХ и охраны окружающей среды районной администрации В.С. Опарин.
-
- – Виктор Сергеевич, мы знаем, что за последние годы в районе довольно много сделано по капитальному и текущему ремонту, строительству не только дорог областного значения, но и внутрипоселковых...
- – За два прошедших года (2011 и 2012) в районе за счет всех источников финансирования (федерального, областного, районного бюджетов, бюджетов сельских поселений) было отремонтировано 47243,4 кв. м и 46302 кв.м дорог. На эти цели потрачено в 2011 году – 28430,16 тыс. руб. (18654 тыс. руб – из областного, 4672 тыс. руб. – из районного), в 2012 году – 132033,19 тыс.руб. (18910 тыс. руб. – из федерального, 77888,73 – из областного, 29952,78 тыс. руб. – из районного, в том числе из бюджетов поселений – 5281,68 тыс.руб.)
- – Каковы планы на 2013 год, и жителям каких населенных пунктов можно радоваться по этому поводу?
- – В этом году планируется отремонтировать 41878 квадратных метров дорог и 7986,3 квадратных метров дворовых территорий. На эти цели выделено 11859,2 тыс.руб. из областного бюджета, 19041 тыс.руб. – из районного, 10327,8 тыс.руб. – из бюджетов поселений.
- – Вы можете сказать, какие конкретно дороги и дворовые территории будут ремонтироваться в этом году?
- – Предварительно намечено капитально отремонтировать шесть поселковых дорог и три дворовых территории в Выездном, две поселковые дороги в Чернухе, одну дорогу и одну дворовую территорию в Абрамове, одну дорогу в Б. Туманове, одну – в Красном и одну дворовую территорию в микрорайоне Лесной.
- – Почему именно эти дороги, по каким критериям проходил отбор?
- – Администрацией района разработано специальное положение (на основе областной программы, касающейся совершенствования транспортной структуры области), регламентирующее работу комиссии по отбору улиц и дворовых территорий районных населенных пунктов, предназначенных для капремонта. Главные критерии – это площади дорог и дворовых территорий, требующих ремонта, количество домов и число проживающих здесь людей, долевое участие сельских советов и, что самое важное, – содержание и благоустройство населенных пунктов. Проведенная проверка поселений выявила неблагоприятную картину в части их санитарного состояния и соблюдения правил благоустройства многими сельскими жителями (улицы выглядят неприглядно, захламлены мусором, завалены стройматериалами, заросли бурьяном, у жилых домов брошена или оставлена техника, не соблюдена красная линия и тому подобное). Так что вопрос реализации программы Арзамасского района по строительству и ремонту поселковых дорог, дворовых территорий и подъездов к жилым домам полностью зависит от самих жителей. Если в кратчайшие сроки не будет наведен порядок в населенных пунктах, то денежные средства, выделенные на строительство и ремонт дорог, будут направлены на другие цели.
- – Очень много вопросов по капремонту дорог областного значения...
- – По предварительным данным Главного дорожного управления области, в этом году запланирован капремонт пяти с половиной километров дороги от Пустыни до Наумовки, двух километров – до Казакова и четырех – до Скорятина.
- – Виктор Сергеевич, почему, на ваш взгляд, у нас с таким скрипом решается проблема дорожного строительства?
- – Основная проблема отрасли – недофинансирование. Большая часть бюджета направляется на защищенные статьи – образование, здравоохранение, соцзащиту, выплату пенсий и так далее. Бюджет развития финансируется по остаточному принципу. Был ликвидирован Дорожный фонд. Сейчас все понимают, что была совершена большая ошибка. Фонд аккумулировал средства, поступавшие от транспортных налогов и сборов, которые направлялись на строительство и ремонт дорог. Сегодня снова заговорили о возрождении Дорожного фонда. Пока это остается на уровне разговоров. Причина и в несовершенстве законодательной базы в дорожной сфере и неэффективном использовании имеющихся средств. Федеральный закон №94 препятствует инновациям в строительстве, поскольку главный критерий аукционов по выбору подрядчиков – максимальное снижение цены. А инновации требуют значительных вложений и, соответственно, их внедрение становится невыгодным. Эта форма размещения заказов не позволяет правильно оценить предложение подрядчиков по срокам и качеству выполнения работ. И это касается не только дорожного строительства, но и всех видов работ и услуг, заказы на которые делаются через аукционы. Закон №94 уже давно пора менять, вместо аукционов разработать четкую и прозрачную систему рейтинга дорожных организаций, которым бы руководствовались заказчики. Либо ограничить допуск дорожных организаций на проведение строительных работ, допускать к ним только компетентные организации.
- Необходимо также создавать условия для поиска и отбора технологий, которые позволяли бы повысить качество работ при тех же затратах или даже их снижении.
- – Но ведь такие технологии существуют, почему же не используются, ведь срок эксплуатации дорог, построенных по новым технологиям, гораздо больше?
- – Да, они есть, но требуют гораздо больших вложений. При сегодняшних потребностях в дорожном строительстве, капитальном ремонте дорог и дефиците денежных средств мы позволить их себе не можем.
- –Дорожная тема обрастает разного рода слухами и даже анекдотами. Говорят, что воровать проще всего при строительстве дорог. Кто проверит, сколько песка или асфальта положили? По документам – одно, а на деле – другое. Каким образом осуществляется контроль за качеством дорожных работ и соблюдением подрядчиками договорных обязательств?
- – Такое могут утверждать только люди некомпетентные в дорожном строительстве. Наоборот, при строительстве дорог все очень прозрачно. По завершении работ, после того, как асфальт уложен и укатан, делаются контрольные вырубки в дорожном полотне и отправляются в лабораторию на исследование. У нас были случаи, когда подрядчики нарушали установленную технологию. Такую работу мы заставляли их переделывать. Кроме того, проводится пооперационный контроль за выполнением всех видов строительных работ с составлением актов на скрытые работы с приложением сертификатов на используемые материалы. Так что строителям невыгодно нарушать договор.
- Вообще решение проблемы дорожного строительства требует комплексного, государственного подхода. Пока государство в должной мере не будет озадачено этой проблемой, позитивных изменений в этой сфере ожидать не приходится.
-
Подготовила С. Александрова.
|
|