|
-
-
Из услышанного в электричке разговора:
- – Ты что, и на дачу с книгой?
- – Да только здесь и читаю, больше времени нет.
- – А я за книгу берусь, когда телевизор ломается. Перед собой и людьми стыдно. Вот спросит кто-нибудь, что сейчас читаю, и ответить нечего.
- – И я тоже: раньше классику любила, в курсе всех литературных новинок была. Сейчас ни имена авторов, ни названия книг мне ни о чем не говорят.
-
После этих слов я стыдливо прикрыла свою дорожную книжицу рукой. Бездарно написанный детектив – ни уму, ни сердцу. Зато формат для дороги подходящий, и мозги, уставшие за трудовую неделю, не напрягаются. А вернувшись домой, с грустью посмотрела на стопку книг, приготовленную для чтения. Во-первых, потому что там собралось все, что попало, во-вторых, потому что она слишком медленно убывает. Почему-то другие занятия кажутся важнее чтения.
-
Все, решено, пора начинать новую жизнь. Меньше смотреть телевизор и торчать у компьютера, больше дышать свежим воздухом и двигаться. Но это же получается не новая жизнь, а как раз старая, как в былые, не самые худшие времена. Когда мы общались не по телефону, писали письма ручкой (как душевно получалось!), ходили в библиотеку раз в неделю, книги проглатывали залпом, и были счастливы, если могли купить и пополнить новинкой свою книжную полку...
-
Старшее поколение от этой страсти к чтению уже не избавится. Пусть меньше читают, пусть субъективно подходят к выбору книг, но все равно не отказывают себе в удовольствии посидеть в тишине, листая бумажные страницы, наслаждаясь словотворчеством любимого автора.
-
Тут кто-нибудь, наверняка, возразит: мол, почитать можно и в интернете, можно познакомиться с литературным произведением и в электронном виде... Спорить не буду, лично мое мнение таково: из интернета можно получить информацию, а почитать с удовольствием – невозможно, восприятие авторского слова с бумажного листа совсем иное, чем с монитора. Но вот читает ли молодежь? И что читает? Побеседуешь с некоторыми молодыми людьми, даже воспитанными, которые старательно учатся в школе, институте, – какой бедный язык. Чувства радости, восхищения и возмущения передают всего лишь двумя восклицаниями «класс!» и «отстой!». А уж всеобъемлющее «вау!», прочно вошедшее в нашу жизнь, вообще заменяет половину словарного запаса.
-
Ради интереса решила взять на заметку книги, наиболее читаемые в мире (помог интернет, который так несколькими строками выше ругала).
-
Источники разные, результат почти не расходится: в тройке лидеров – Библия (это понятно), Изречения Мао Цзедуна (объясняют подавляющим количеством жителей нашей планеты китайского происхождения), на третьем месте, что бы вы думали? – «Гарри Поттер» Д. Роулинг. Причем все исследователи подчеркивают, что это статистика не самых лучших книг, а самых читаемых. Следом в списке лидеров оказываются «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена, «Алхимик» П. Коэльи, «Сумерки. Сага» С. Майера, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, «Код да Винчи» Д. Брауна. Чувствуете, какой набор? Сказки, приключения, страшилки про вампиров...
-
А где же книги, вошедшие в «золотой фонд»? Может быть, я некорректно задала вопрос? Изменила задание на «самую читаемую в мире классику». Немного отлегло от сердца: появились знакомые названия. На первом месте – Д. Элиот с «Ветром перемен», на втором – Г. Флобер с «Госпожой Бовари», на третьем – У. Теккерей с «Ярмаркой тщеславия». На четвертом (Ура! Пробился!) Л. Толстой с «Войной и миром».
-
Далее, свидетельствует статистика, в десятку читаемых попали «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса, «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Гордость и предубеждение» Д. Остина, «Барсетширские хроники» А. Троллопа, «Одиссея» и «Илиада» Гомера.
-
Наше поколение может гордиться своей начитанностью: все эти книги мы когда-то освоили. Спросила знакомую девушку, какие произведения ей известны. Названия слышала все, прочитала четыре из десяти. Двое молодых людей вспомнили шесть названий (вдвоем), читали только «Войну и мир». Подозреваю, что в кратком изложении в пособиях для школьников. Зато как радостно засветились их глаза, когда я упомянула Гарри Поттера: а как же, знают, и читали, и смотрели... Статистика подтверждается.
-
Для полноты картины решила узнать, какие самые читаемые книги в России. Нашла несколько рейтингов из разряда «самых продаваемых». Интересно, но не совсем объективно. Большая часть читающих все же пользуется услугами библиотеки, поэтому данные не должны совпасть. Что читают жители провинциальной России, могут нам поведать сотрудники библиотек (смотрите ниже).
-
Волнения родителей, педагогов по поводу того, что дети и подростки сейчас мало читают, не напрасны. Литературные произведения не только чувства пробуждают, но и развивают память, воображение, речь. Ученые утверждают, что печатное слово и слово, услышанное с экрана телевизора, воздействуют на разные участки мозга. А значит, прочитать книгу и посмотреть экранизацию литературного произведения – не одно и то же. Читая, ребенок развивается разносторонне, расширяет кругозор, находит положительные примеры для подражания.
-
Как вернуть детям и взрослым интерес к чтению? Эта проблема сейчас настолько актуальна, что становится предметом обсуждения на конференциях, темой многочисленных проектов. В разных городах проходят акции, названия которых говорят сами за себя: «Читающий город», «Улица читающих людей», «Книжная Вселенная», «Подари ребенку книгу», «Читать – это модно, читать – это мудро», «Читающий автобус»... Ставлю многоточие, потому что этот перечень можно продолжить. Что только не делают организаторы этих проектов, чтобы привлечь внимание людей к книгам, доказать пользу чтения. И ночью в библиотеки приглашают (ночью обменять книги прикольнее), и книги на скамейках оставляют, и в автобусах чтиво раздают.
-
А мне понравилась акция в одном из сибирских городков, которая проводилась совместно с газетчиками, – «Человек Ч», то есть «Человек Читающий». В ней участвовали все, начиная от главы города. Реклама на улицах, в транспорте, на местном телевидении, плакаты, тематические уроки, флеш-мобы, КВНы и прочее – все было подчинено одной проблеме – возродить интерес к чтению. Согласитесь, идея замечательная. Кто мешает нам ее поддержать?
-
Предвижу, что у некоторых читателей возникло желание подойти к своим книжным шкафам (до чего там руки не дошли? – Надо прочитать). Кто-то во время похода по магазинам заглянет в книжный отдел (чего там только нет... Вот бы такое изобилие книг в советское время!). Кто-то вместо очередной игрушки предпочтет купить ребенку сборник сказок да еще почитает на ночь (нам-то читали, а не отсылали мультики по телевизору смотреть). А кто-то заинтересуется незнакомыми произведениями и начнет скачивать из интернета на свой планшет (весь мир читает, а он нет – несолидно).
-
Мы в семье приняли новое правило: с каждой зарплаты приобретаем новую книгу. Хватит растрачивать свое драгоценное время без пользы для интеллекта.
-
С. ИВАНОВА.
-
Читают и советуют
- В круг интересов читателей нового поколения попадают разные жанры и авторы. Разнообразие индустрии книжного бизнеса позволяет молодежи узнавать все новые и новые имена. Молодые читатели активно знакомятся как с российскими авторами, так и с зарубежными, причем четких жанровых закономерностей сегодня не существуют – молодежь интересует практически вся палитра мировой литературы. Яркий пример этому – акция «Молодежь читает и советует», которая проходила в Арзамасской центральной районной библиотеке им. И.Н. Сахарова. Акция раскрыла читательские предпочтения современной молодежи. Был составлен рейтинг самых популярных книг среди молодых читателей Арзамасского района:
- 1. Сьюзен Коллинз «Голодные игры».
- 2. Стефани Майер «Сумерки».
- 3. Дэн Браун «Ангелы и демоны».
- 4. Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона».
- 5. Дмитрий Глуховский «Метро 2033».
- 6. Дина Рубина «Синдром Петрушки».
- 7. Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы».
- 8. Эл Джеймс «Пятьдесят оттенков серого».
- 9. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».
- 10. Джордж Мартин «Игра престолов».
- Итак, молодежь читает, и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Читать становится модно!
-
О. Нестерова,
-
заведующая отделом обслуживания центральной библиотечной системы.
|
|