|
-
-
Тихое русское село на окраине Арзамасского района, каких тысячи в России... Сладкий и приятный дымок русских печей... Запах грибного супа... Тишина – «подруга размышления». Доброта и святая простота местных жителей, чей покой редко кто нарушает зимой и ранней весной. Нечастое завывание собак, нередкое теперь уже пение птиц, их многочисленные гнезда. А еще избы, рассыпанные как горох на таком маленьком клочке земли. Дома разные: и разрушенные, и очень даже симпатичные, украшающие простенький деревенский ландшафт.
- Село Пятницы. Для одних оно – малая Родина, для других – дачный поселок, для третьих – связующая нить с прошлым, с предками, покоятся которые на местном погосте.
- Именно в Пятницы в понедельник ранним утром прибыла наша творческая группа, чем явно взбудоражила местное население и привнесла в их уже привычный жизненный уклад некоторое разнообразие: люди с удовольствием общались, позировали перед фотоаппаратом, вспоминали былое со слезами на глазах, приглашали испить чаю. Единственное, чего не было во время наших длинных бесед, так это жалоб на жизнь и роптания на власть. Если и имелись кое-какие претензии, то только в качестве добрых пожеланий.
-
История и география
- Село Пятницы расположено в 26 километрах к западу от Арзамаса по левую сторону реки Теша. Впервые в документальных источниках село упоминается в 1592 году. Первые поселения появились там во времена первобытнообщинного строя. С X века здесь селятся мордовские племена. Активное заселение этого края началось после успешного похода на Казань в 1552 году Ивана IV. После отмены крепостного права в 1861 году собственником земель в селе стала крестьянская община. После Октябрьской революции в селе обострились отношения между беднейшими и зажиточными крестьянами. Установлению Советской власти в Пятницах способствовал красногвардейский отряд из Замятина.
- В 1918 году Пятницы отошли к Ардатовскому уезду, а в 1932 году село вновь вошло в состав Арзамасского района. В 1929 году был образован здесь колхоз «Красный Октябрь». Сразу же хозяйство активно занялось земледелием. Колхоз имел 1000 гектаров земли, 70 лошадей, 25 голов крупного рогатого скота, 20 конных плугов, 2 сеялки. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло 134 человека, 53 из них погибли. В 1993 году в Пятницах проживало 20 фронтовиков. Сегодня до села можно доехать на рейсовом автобусе, который ходит сюда семь раз в день. Многие пользуются личным транспортом и даже велосипедом.
-
«Мне к южному морю нисколько не хочется»
- «Со скуки там помрешь!» – заявляют обычно любители больших городов. А вот местным жителям скучать не приходится. Встают они ни свет ни заря – в половине пятого (причем и зимой, и летом): кто Богу молиться, кто скот кормить, кто встречать рассвет. После выполнения домашней работы и скромного деревенского завтрака душа крестьян требует общения. Основными «тусовочными» пунктами являются колодцы (их здесь 12) и сельский магазин, расположенный в самом центре поселка. Любят здесь походы друг к другу в гости, посещение Шерстинского храма в воскресные дни. Хотя и рано пробуждаются, ложатся спать поздно – такой распорядок сельчане впитали с молоком матери. За бесконечными деревенскими делами дни летят, как одно мгновение. Еще недавно народ Христа славил в Рождество, а на дворе уже середина Великого поста.
- В Пятницах названия улиц самобытные, народные: до магазина и церкви идет Слобода или Глиновка (центральная улица), от магазина и храма до местного кладбища пространство носит название Село, а улица, уходящая налево, – Загуменье (смысл этого слова примерно следующий – моя хата с краю). Г. В. Дорофееву и Н. В. Кротову мы встретили возле колодца – женщины не столько воду набирали, сколько разговаривали друг с другом. Галина – женщина еще молодая, но неработающая: негде трудоустроиться в Пятницах, а потому основной доход ее – овощи с собственного огорода, ягоды и грибы из леса, подработки у земляков, нуждающихся в помощи. Нине Викторовне уже 80 лет, из них почти 60 она прожила здесь: сюда вышла замуж, родила четверых детей, схоронила мужа. В материальном отношении ей полегче: есть пенсия, помогают дети, да и крестьянскую привычку – засаживать сельскохозяйственными культурами каждый клочок – уже никуда не денешь (руки сами к земле тянутся).
- В магазине мы встретили В. И. Тулякову, А. А. Пищулину, Г. М. Шмелькову и Ю. М. Никитина, которые были такими же жизнерадостными и словоохотливыми, как и две предыдущие собеседницы. Они и про очередь забыли, увидев нас, наперебой стали рассказывать о прошлом и настоящем своего села.
- Помнят женщины рассказы матерей и бабушек о том, что жил когда-то в селе в чистом поле у вяза помещик Горюшин, было у него целое имение. Имелась когда-то в Пятницах молочно-товарная и свиноводческая ферма, скотный и конный дворы. Развивалось кролиководство, разводили гусей, уток и овец. Кто-то из наших собеседниц был свинаркой, кто – дояркой, кто «нянчил» кроликов. Колхоз крепко стоял на ногах, развивался и расширялся. Со временем колхоз стал фирмой, фирмачи не совсем порядочно поступили с местным крестьянством и скрылись. Сейчас, со слов жителей, пятницкие и шерстинские земли якобы арендованы Выксунским металлургическим комбинатом. Теоретически вроде бы новость приятная, жизнеутверждающая, но на практике сельчане должного возрождения не увидели. Возможно, пока.
- ...Доходит и сюда цивилизация: в некоторых домах есть газ, компьютеры с интернетом, сотовые телефоны, современные стиральные машины. Нет водопровода, но многие и в этом отношении сориентировались, установив возле частных колодцев водяные насосы (их стоимость – от 4 тысяч рублей).
- Сегодня Пятницы больше напоминают дачный поселок. Горожане курорту предпочитают местные красоты, изобилие ягод и грибов в лесах, свежую рыбку из Теши, охоту на уток, зайцев и кабанов. А этот мирный шум ветлы (!), тишина отдаленного самобытного уголка (!), дома, утопающие в зелени и ярких цветах, ухоженные частные сельхозугодья, рачительное ведение хозяйства, необыкновенное хлебосольство жителей, умение порой без гроша за душой радоваться жизни и чувствовать себя счастливыми. Правильно говорят, только русский народ способен на такой непробиваемый оптимизм!
-
«Святая, как хлеб, деревенька моя»
- История России в целом и каждого отдельно взятого русского населенного пункта так или иначе сводится к православию. История названия этого села – тоже. 72-летняя жительница Г. И. Морозова также поведала нам о том, что на месте, где сейчас кладбище, их предки увидели образ Святой мученицы Параскевы Пятницы, которая словно осматривала родные места. Ее походка напоминала больше плавание в воздушном пространстве. Православные расценили это явление как знак свыше, волю Божию и выстроили на погосте деревянную церковь (это еще было до Ивана Грозного), освятили которую в честь святой великомученицы и даже написали икону. Ее именем и назвали село, где была еще одна церковь (ныне не действующая, кирпичная) – предположительно в честь иконы Казанской Божией Матери (возможно, название как-то связано с походом Ивана Грозного на Казань). Кстати, согласно светской версии село основал барон Пятницкий, назвавший его своей фамилией.
- Сегодня в селе два главных праздника, которые любимы и местными жителями, и дачниками. Это девятая пятница (в этом году его будут отмечать 19 июня – на девятую пятницу после Пасхи Христовой) и праздник, называемый несколько замысловато, «Именная» (возможно, по имени явленной святой в эти места). Церковь на кладбище пришлось сломать несколько лет назад – она стала разрушаться за давностью лет (большевики использовали ее не по назначению, отдали под содержание гусей и кроликов). Ныне вокруг этого места покоятся батюшка по фамилии Туторский (чей сын Алеша попов до сих пор живет в людской памяти), служивший здесь много лет, а также дьяконы, проживавшие когда-то в Пятницах. Жили в селе и староверы. Но споров на религиозной почве не возникало – мирные были люди, терпимые друг к другу. Только вот хоронили старообрядцев подальше от православных, за рекой, в чистом поле – увы, таковы их обычаи!
- В местном лесу есть и освященный святой источник, в народе называемый бешеным родником (там отчитывали молитвами от сглаза, порчи и бесноватости, погружали в святые воды, окропляли водой одежды, эта традиция соблюдается здесь по сей день).
- Церкви в селе нет, а вера в душах людей осталась. Отсюда и доброта, и бескорыстная помощь друг другу, и милосердие, и сострадание, и выживаемость при любых обстоятельствах. На вопрос «Есть желание возродить церковь?» отвечают неоднозначно, мол, если и есть желание, то нет возможности, не будет и прихода. Старожилов остается все меньше, молодежи в селе – единицы, и та норовит в город убежать. С дачников взятки гладки – летом приехали, собрали чернику и бруснику в лесах (порой по 90 литров за несколько дней снимают), а также грибы, поживились рыбкой и диким мясом, приняли солнечные ванны и водные процедуры да были таковы.
-
Надежда – мой компас земной
- Ю. И. Коптев и И. А. Морозов хотя и родились в Пятницах, но в поисках лучшей жизни один уехал в Арзамас, другой – отправился в Хабаровск. Потом оба с семьями уже в преклонном возрасте вернулись в родную деревню на постоянное место жительства, потому что попросила душа. Только со временем пришло осознание, что в гостях хорошо, а дома лучше. Всего за последние годы в Пятницы вернулось пять семей (кто-то здесь чувствует себя лучше, кто-то хочет быть поближе к умершим или еще здравствующим родителям), а кто-то век свой доживать здесь собирается.
- Есть в селе и так называемые зажиточные крестьяне (их единицы). Возле их добротных домов, как правило, стоят трактора, плуги, машины и мотоциклы, высятся срубы. Особняки роскошно со вкусом отделаны, стилизованы, окна с красивыми занавесками украшены комнатными цветами. Хозяева их – молодые, но в город которых не заманишь никаким калачом!
-
«Вечный» староста
- Это уважаемый на селе человек М. А. Шмельков, бывший директор Шерстинской школы. Официально старостой он был всего-навсего месяца три в девяностые годы и получал за это доплату в сумме 52 рублей. Потом должность упразднили, но старостой он так и остался, только на общественных началах: народ привык, если беда какая или проблема, бежали за ним и днем, и ночью.
- Сегодня Михаил Александрович проживает в одиночестве: несколько лет назад овдовел. Но самую сложную работу по дому помогает выполнять социальный работник Людмила Викторовна Любшина, которой все ее подопечные (а в Пятницах она ухаживает еще за тремя пенсионерами) говорят огромное спасибо. Женщина молодая, энергичная, крепкая, имеет семью, большое хозяйство, живность, но успевает все: и домашнее хозяйство содержать в идеальном порядке, и служебные обязанности выполнять на пять с плюсом. Благо, выручает транспорт – велосипед. Более того, она привила любовь к своей профессии дочери: та окончила техникум, вернулась в родное село и пошла по стопам мамы, заочно обучаясь в институте.
-
Обычаи, нравы, верования
- Так уж повелось испокон веков, что в основном люди друг друга называли здесь не по имени и фамилии, а по прозвищам: Лапкины, к примеру, Барбоски (причем не со зла вешали ярлыки, а развлечения ради или воспитания). Праздники в Пятницах отмечают всем селом: с самогоном в разумной дозе и излюбленными пирогами. Частушки и песни разносятся на всю округу, на берегах реки – запах ухи и шашлыков.
- Рассказали нам жительницы, что и оборотни тут были, и колдуны, которые ну прямо «чудеса» творили: сломалась оглобля – одним мановением руки маг ее починил. Встанет колдун не с той ноги – возьмет да килу на щеку посадит. А иной раз возьмет да запоет соловьем: все смотрят вверх, соловьев ищут в феврале, а это он, проклятый! Но здесь от него спасались верой в Бога и неверием в его колдовские способности, отношением к нему как к обычному смертному человеку. И он при таком раскладе был бессилен, переставал гоголем ходить, поджимал свой «хвост».
-
Жизнь продолжается, история – тоже
- Заканчивая свое путешествие в такое живописное самобытное село, мы пытались понять, есть ли у него будущее. Ответ пришел сам собой. Судя по рассказам Л. В. Любшиной, есть в селе молодежь, а значит, есть встречи при луне, страсть, поэзия и любовь. Так, прошлой осенью в Пятницах появилась молодая семья: шерстинцы Гусевы породнились с Коптевыми из Пятниц, взяв замуж их красавицу-дочку. Играли свадьбу, пели песни, кричали: «Горько», «Совет да любовь!» А молодожены клялись в искренней любви и вечной верности друг другу. От души веселилась молодежь на празднике, громко смеялись дети. Как видим, жизнь продолжается. Пожалуй, на этой оптимистической ноте мы и закончим свой рассказ...
-
Н. МИХАЙЛОВА.
-
Фото Л. ЦЫГАНОВОЙ.
-
В Пятницах
- Домов 145, 71 дом – дачный, 74 – частных.
- Жителей – 140 человек, из них мужчин – 69, женщин 71.
- Газифицировано – 37 жилых домов.
- Депутат Тумановского сельского совета от Пятниц – учитель Шерстинской школы В. В. Кукушкина.
- В селе есть магазин со стационарным телефоном и телефон-автомат.
- Учащихся до 9 класса – 10 человек (они ездят на
«ГАЗели» в Шерстинскую школу). Одна девочка учится в Тумановской одиннадцатилетке.
- Частное стадо, которое пасет семья Зубановых, насчитывает 10 коров, 20 коз, три десятка овец, несколько телят и бычков.
- В селе зарегистрировано три неблагополучных семьи.
-
Цены в сельском магазине выше, чем в других селах: сказывается удаленность от города.
|
|