|
-
-
27 марта 1994 года состоялись первые выборы в Земское собрание Арзамасского района. О том, как осуществлял свою деятельность представительный орган за минувшие 15 лет, над какими проблемами работали депутаты, как строят свои отношения Земское собрание и администрация района, мы попросили рассказать председателя Земского собрания Л.И. Федорова.
-
- – Леонид Иванович, иногда можно услышать: «Какая власть у депутатов? Они только принимают решения, а выполняет исполнительная власть».
- – Неотъемлемым и ключевым звеном любой демократической системы является наличие представительных органов власти на всех ее уровнях. Именно они призваны представлять интересы населения, всех социальных слоев и групп, а также отражать их при осуществлении законотворческой деятельности и выполнении других своих функций. Можно сказать, что демократия есть лишь там, где есть полноценные и активно действующие представительные органы власти.
- От деятельности депутатов зависит очень многое, в том числе и эффективность работы администрации. Прежде всего потому, что в компетенцию Земского собрания как представительного органа местного самоуправления входят в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, утверждение бюджета и отчета о его выполнении; принятие планов и программ развития муниципалитета, установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. По-другому можно сказать, что Земское собрание определяет «правила игры», и они прописаны в Уставе района.
- – Земское собрание принимает большое количество нормативных и правовых документов. И все-таки, какой из них вы бы выделили в первую очередь?
- – Бюджет района. Уже в ходе обсуждения проекта бюджета, который разрабатывает администрация, депутаты самым тщательным образом анализируют, насколько справедливо разделены денежные средства по отраслям, насколько финансово подкреплены расходы. Довольно часто не удается осуществить финансирование в полном объеме. Приходится изыскивать дополнительные источники. Потому в тематике нормативных и правовых актов, принимаемых Земским собранием, преобладают проблемы совершенствования и развития бюджетного, налогового и финансового законодательств. Депутаты ежемесячно получают от администрации информацию об исполнении бюджета района и анализируют его, совместно с администрацией ищут пути дополнительного привлечения средств.
- В прошлом году, например, было принято 19 правовых актов, касающихся бюджета, бюджетного прогресса, финансов, налогов и сборов, шесть – о программах развития района, 38 – о муниципальной собственности. В итоге доходная часть районного бюджета возросла с 454 миллионов рублей до 571 миллиона.
- Необходимо отметить, что бюджет составляется исходя из прогнозов социально-экономического развития района, поэтому бюджет социально ориентирован. То есть в нем определена поддержка незащищенных слоев населения, решение социальных проблем.
- – Порой говорят, зачем распродавать муниципальную собственность?
- – Но можно ответить вопросом на вопрос: а если она не приносит дохода в бюджет, зачем нужна такая обуза? На последнем заседании мы внесли в программу приватизации здание бывшего зерносклада в Б. Туманове. Полтора года администрация района занималась оформлением документов, чтобы передать его в аренду. И когда все было готово, выяснилось, одна стена развалилась. Оставалось одно – выставить здание на аукцион под разбор.
- Депутаты очень взвешенно подходят к приватизации муниципальной собственности, каждый объект рассматривается отдельно и всесторонне.
- Только в прошлом году выполнение программы приватизации позволило дополнительно привлечь в бюджет района почти 12 миллионов рублей.
- – В настоящее время в районе действует 15 целевых программ, принятых Земским собранием. Какую бы вы особо выделили?
- – Трудно сказать, ведь каждая программа – это определенное направление в деятельности обеих ветвей власти. Но, думаю, очень важно, что впервые принята программа развития производительных сил района. Понятно, что жизнь вносит свои коррективы. Однако главное – в ней определены шаги поступательного движения вперед.
- Считаю, очень важно, что в рамках контроля за деятельностью администрации района на заседаниях комиссий и Земского собрания заслушиваются должностные лица. В практику работы вошло заслушивать ежегодно отчет главы местного самоуправления о социально-экономическом развитии района. А также участие М.В. Рыбина в заседаниях Земского собрания, информирование депутатов о работе администрации, о имеющихся проблемах в жизнеобеспечении населения и порядке их решения.
- – Как вы оцениваете потенциал депутатского корпуса?
- – Уровень работы Земского собрания постепенно растет. У нас сложилась когорта депутатов, к голосу которых прислушиваются другие и которые оказывают определяющее влияние на решение многих вопросов жизни района. Старейшиной является депутат Е.И. Крюков, он в Земское собрание избирался уже четыре раза. Трижды – И.Н. Тарасов, А.А. Царькова, О.Л. Муромцева, А.П. Ялин. У них за плечами уже большой опыт работы, они хорошо разбираются в проблемах. Но и те, кто впервые вошел в Земское собрание, уже «поднаторели» и принимают самое активное участие в обсуждении вопросов. Это позволяет обеспечить преемственность и передачу опыта.
- В существующей в нашей стране системе органов власти ближе всех к населению находятся органы местного самоуправления, а поэтому многие проблемы конкретного человека решаются местными властями. Например, в прошлом году председателем Земского собрания принято по личным вопросам 53 жителя. Сельчане обращались непосредственно к своим депутатам. Значительная часть обращений касается социальной защиты, жилищно-коммунальной сферы, обеспечения правопорядка.
- Считаю, что и в дальнейшем в деятельности Земского собрания важно сохранить все положительное, что накоплено в работе за минувшие 15 лет и идти вперед в решении районных проблем.
-
Интервью взял В. ПАНКРАТОВ.
|
|