В выставочном зале открылась выставка музея восковых фигур из С.-Петербурга. В наш город она приезжает уже не первый раз и всегда вызывает большой неподдельный интерес. Коллекция, состоящая из сорока четырех персонажей, любопытна и взрослым и детям. Здесь собраны различные экспонаты: известные политики, ученые, артисты, необычные люди, занесенные в книгу рекордов Гиннесса, сказочные персонажи.
– В России с искусством изготовления восковых портретов познакомились на рубеже XVII – XVIII веков благодаря Петру I, – рассказывает администратор выставки Л.Н. Ефремова, – во время Великого посольства в Европу он был восхищен увиденными восковыми фигурами. Особенно поразила его восковая персона Фридриха I в Берлинской кунсткамере. Вернувшись из своего первого заграничного путешествия, молодой царь привез свою собственную восковую голову, а также семь бюстов участников Великого посольства. Во время своего второго путешествия в Европу Петр заказал восковые бюсты Абрама Ганнибала и карлика Луки. И, конечно же, иностранные мастера были приглашены в Петербург для создания восковых бюстов. К сожалению, документы донесли до нас сведения только об одном мастере, который творил в этой технике в петровскую эпоху. Это Бартоломео Карло Растрелли, который со своим шестнадцатилетним сыном Франческо, будущим архитектором, прибыл в Россию в 1716 году. Сохранился созданный им портрет Петра в латах. Известно, что он изготовил и бюсты царицы Прасковьи Федоровны и дочери Петра Натальи, светлейшего князя Меншикова и восковую маску царского гайдука Буржуя, знаменитого своим огромным ростом. Самой известной работой Растрелли стала восковая фигура Петра, созданная сразу после смерти царя по обмерам его тела и посмертной маске. Она чудом (так как воск – очень хрупкий материал, и изделия из него недолговечны) сохранилась в коллекции Эрмитажа.
Подобные изделия в силу специфических свойств материала, из которого они изготовлены, необычайно хрупки, и хотя их в России было немало (существовали в XVIII, XIX и в начале XX веках “Кабинеты восковых персон” в разных городах), до наших дней они не сохранились. После Октябрьской революции искусство воскового портрета было объявлено чуждым пролетариату и в России утрачено.
Второе рождение искусства восковых фигур получило в начале восьмидесятых годов прошлого века. Группа энтузиастов из Ленинграда решила все восстановить: нашли состав воска, технологию изготовления и приступили к производству. Стоит отметить, что в изготовлении одной фигуры принимает участие от десяти до восемнадцати человек.
Время, затрачиваемое на производство персонажа, – от трех месяцев до полутора лет.
Выставка продлится в Арзамасе до двенадцатого октября, после чего продолжит свое путешествие по городам России.
Н. Чуркин.
Фото автора.