Пиявочное. Предположительно название села произошло от «пить» (рядом вода, озеро). Другое мнение – от пиявок озерных. Но это не точно. Местным этимологам есть над чем поразмыслить, что исследовать.
О селе Пиявочном впервые услышали из местного анекдота:
– Откуда картошка? – спрашивает покупатель деревенского жителя, торгующего овощами на одном из рынков Москвы.
– Из Коваксы.
– А где это?
– Да три километра от Пиявочного.
Но о красотах этого села, о его Красном озере узнали много позже. И о людях, которые преданы своей малой родине, жизненному укладу, традициям. К сожалению, хранить эти традиции скоро станет некому: жителей в селе остается совсем мало и в основном это женщины преклонного возраста. Но начнем все по порядку.
Красное озеро есть жизнь
Суббота, раннее утро, дождь хлещет как из ведра, а мы уже на автостанции с моим гидом – Татьяной Катиной, уроженкой Пиявочного, собираемся брать приступом автобус. Но нам не повезло: народу было мало, а потому всех «прелестей» обычного отъезда из Арзамаса испытать не пришлось. Были даже свободные места. Это летом в Пиявочное по выходным трудно уехать: много горожан едут на свои дачи. Зато повезло с погодой: было прмозгло, дождливо, и, приехав в холодный дачный домик, мы сразу же затопили печку. Нашлось немного сухих дров, настругали смолья (лучина из соснового полена, очень хорошо разгорается). В деревне это вам не в городе: пришел домой, снял сырую обувь, принял душ, присел перед телевизором, ничего топить не надо, вода горячая в доме, туалет тоже. А здесь, прежде чем согреться, надо дров принести, печку растопить, за водой сходить. Романтично, если пожить здесь один, два дня. А если все время – от рождения до старости? Конечно, сельские жители не отказались бы иметь у себя газовое отопление, воду в доме и все остальные блага цивилизации. Но так сложилось, что жизнь Пиявочного протекает и в двадцать первом веке, как десятилетия назад, концентрируясь вокруг Красного озера, по берегам которого раскинулось это старинное русское село. Озеро – это здесь и есть жизнь. Из озера берут воду для питья, для других бытовых нужд, здесь купаются, полощут белье, здесь когда-то плавали утки и гуси, которых держали рачительные сельчане. Причем за всю историю села, ту, что на людской памяти, здесь никогда не было вспышек инфекционных заболеваний. Сотрудники Роспотребнадзора ежегодно берут воду на бактериологию, анализы всегда хорошие, вода чистая. Просто удивительно. Те, кто в чудеса не верит, считают, что она самоочищается (а озеро пополняется за счет множества бьющих здесь родников), кто-то считает ее святой.
Летом вода зацветает, а все равно ее пьют. Водопровода в селе нет, имеются колодцы, правда, воду из них не берут: привыкли к озерной, она очень мягкая и вкусная. Это действительно так: щи, которые мы сварили в русской печке на воде из озера, были отменными.
Водопровод в Пиявочное тянули, но, по словам главы Коваксинской сельской администрации Н.А. Красниковой, сельчане от него отказались, так его и не дотянули. Можно, конечно, в это не поверить, но не после разговора с жительницами села. Все наши собеседницы заявили, что водопровод им не нужен, что лучше озерной воды нет. Это старшее поколение, а вот люди помоложе хотели бы брать воду из колонок. Некоторые жители Пиявочного видят причину того, что водопровод не достроили, в нечестности строителей, трубы они якобы пропили. Дело это уже давнее и сейчас виноватых не найдешь. Но в недалеком будущем строительство водопровода все-таки запланировано (в 2011-2012 годах).
Сейчас на сельских подворьях нет ни коров, ни телок, ни свиней, даже куры наперечет. Раньше, когда еще в деревне кипела жизнь, стадо сельское насчитывало 250 голов крупного рогатого скота, да в каждом дворе были телята, овцы, поросята. Правда, сегодня некоторые старушки, что помоложе, держат коз (пять козочек на всю деревню). Парадокс: в деревне не у кого купить молока. Для дачников привозят молоко из Коваксы, здесь коровы еще не совсем перевелись.
Очень много в селе старых заброшенных домов. Но есть и добротные, современные, обшитые евродоской – это дачи горожан. Кстати, среди дачников – большинство уроженцы села. Разве можно найти место краше и лучше, чем Пиявочное с его Красным озером, особенно для тех, кто здесь родился и вырос?
Кстати, после войны Пиявочное решили переименовать в Красное озеро. Но то ли потому, что одно Красное село в районе уже было, то ли по каким другим причинам название это не прижилось. Да и в названии ли дело? Не место красит человека, а человек место. А из Пиявочного вышло много замечательных, талантливых людей – инженеров, специалистов сельского хозяйства, военных, медиков, учителей. Нет такой отрасли экономики российской, где бы ни работали уроженцы этих мест. Здесь даже есть свои артисты и поэты, священнослужители.
Место встреч – магазин
Где лучше всего узнать все деревенские новости? Конечно же, в магазине. Это место встреч местных жителей. Там-то мы и почерпнули больше всего информации о жителях села, о их проблемах, заботах и радостях, познакомились с очень колоритными женщинами, послушали их рассказы о себе, об односельчанах. Очень интересен местный говор, в котором и оканье, и аканье, и цоканье, и чоканье.
Л.В. Кокорева, М.Н. Ласточкина и Л.И. Калякина ждали, когда привезут хлеб. Машина из Арзамаса приезжает сюда три раза в неделю. Привозит и ржаной хлеб, и батоны, и булочки. «Нам хватает, мы довольны», – говорят женщины.
Все они считают себя коренными жительницами Пиявочного, прожили здесь всю свою жизнь, хоть и не все здесь родились. Л.В. Кокорева более тридцати лет своей жизни отдала крестьянской работе, трудилась и на ферме, и в поле. Вырастила семерых детей, которые разлетелись кто куда.
М.Н. Ласточкина – тоже великая труженица. В молодости ездила на торфоразработки, оставила там свое здоровье, потом работала в колхозе, совхозе (после присоединения к Коваксе). Вырастила шестерых детей да внучку воспитывала восемнадцать лет.
Л.И. Калякина помоложе, но у нее тоже уже шесть внуков и четыре правнука. Да еще и мама жива. Жизнь была полегче, чем у других женщин, работала она в магазине, но в селе жить нелегко человеку любой профессии.
Из этих троих женщин только одна Мария Николаевна Ласточкина живет с мужем, инвалидом Великой Отечественной войны, остальные уже вдовы. А всего мужиков в селе осталось пятеро, от которых, по словам женщин, есть какой-то толк. Остальные пятнадцать пьют, нигде не работают.
Мобильником не удивишь, а работы нет
В Пиявочном патриархальность сочетается с современностью. Почти все бабушки имеют сотовые телефоны. Дети и внуки ими снабдили, чтобы можно было почаще звонить мамам, быть в курсе их дел и состояния здоровья. Типичная картина для сельской глубинки нашего времени: идет по улице бабушка в галошах (любимая деревенская обувь), в цветном платочке и разговаривает по мобильнику. Картина просто умиляет.
Надо сказать, что жители села, несмотря на его отдаленность от города и отсутствие комфорта в быту, не считают себя брошенными властью. Автобус из города сюда ходит три раза в день. Правда, жители волнуются, что рейсы могут отменить из-за плохой дороги. Но до Коваксы в этом году дорогу отремонтировали. Три километра до Пиявочного тоже должны сделать. Во всяком случае, этот отрезок дороги числится в плане ремонта на этот год.
Магазин работает ежедневно. Есть почтальон, который разносит корреспонденцию, собирает плату за электричество. Раз в неделю приезжают в село медработники из Коваксы, ведут прием. Можно вызвать скорую по мере необходимости, пожарных: в селе установлен таксофон. За одинокими пожилыми людьми присматривает соцработник.
А вот работы в селе нет: упадок в хозяйстве начался при губернаторе Немцове, тогда область работала по экспериментальной программе «Зерно». А, может, еще раньше, считают сельчане, когда при советской власти начали укрупнять хозяйства. До укрупнения был здесь свой колхоз, развивалось животноводство, поля были распаханы до последнего клочка земли. После присоединения к Коваксе почти вся материальная база перекочевала туда, и люди из деревни начали уезжать. Уж сколько лет в Пиявочном не рождались дети. Правда, в этом году в многодетной семье Поселенновых появился ребенок. Это для деревни, где когда-то в каждом доме было по пятеро-семеро детей, стало целым событием.
Нам добро, а мы не верим
Из рассказов наших собеседниц, ждавших приезда «хлебной» машины в магазине, узнали, что скучновато им здесь бывает, особенно глубокой осенью и зимой, когда разъезжаются родственники и дачники. Деревня как бы замирает, событием становится любой человек, проходящий по улице. Его разглядывают почти из всех окошек: кто это там идет, к кому? А в наш приезд обсуждали другую, более солидную новость: большой бульдозер утюжил пригорок за озером на дороге, ведущей к лесу: «Чего это там делают, наверное, дорогу к кладбищу ремонтировать хотят? Да ведь дорога туда немного в стороне...» Самые любопытные и активные решили проверить этот факт. Мы тоже к ним присоединились.
Как оказалось, один из предпринимателей С.Н. Шеньков, который постоянно помогает Коваксинской сельской администрации в добрых делах, на паях с местной властью решил сделать дорогу, которая бы соединила основную улицу села с Заозерной, чтобы туда можно было проехать скорой помощи, пожарной машине на случай чрезвычайной ситуации.
Пересудов по этому поводу было много. Мол, это он для себя дорогу строит, чтобы бизнес лучше шел. А нам бы дорогу на кладбище лучше сделать. Даже пришлось главу администрации вызвать. Н.А. Красникова встретилась с людьми, разъяснила, что к чему. Страсти понемногу улеглись. Вот такими мы, русские, бываем: нам добро делают (сто лет в этом месте через жердочки переходили в заозерную часть, теперь дорога будет), а мы все сомнению привыкли подвергать. Как это человек, не имея выгоды, будет кому-то за так добро делать? Сами ведь на бескорыстие способны, почему другим в праве на это отказываем?
Но Сергей Николаевич Шеньков не обижается на женщин: он сам родился и вырос в селе (Котиха), знает, что женщины пошумят, а потом с благодарностью будут вспоминать доброе дело.
На прощанье наши собеседницы надавали нам поручений. Во-первых, разузнать, будут ли ремонтировать дорогу до Пиявочного. Во-вторых, не устраивает их график выключения уличного освещения. Им надо, чтобы включали его поздно вечером, а выключали рано утром (разумное предложение). А то ночью без фонарей страшновато. Многие одиноки, боятся хулиганов. Однажды ночью в селе чуть набатный колокол не украли, да просчитались: полезли на столб в обычных кошках, а столб-то оказался железным. Не по зубам пришелся любителям дармового лома. А если бы в это время на столбе горела лампочка? Воры ведь любят абсолютную темноту.
Планы на будущее
Вот что странно. Вопросов, которые обычно задают в других селах, не было. Ни про газификацию не спросили, ни про водопровод. Но мы все-таки разузнали о планах благоустройства села у главы администрации.
Планируется ремонт дороги по ул. Лесной (2008 год), строительство дороги по ул. Заозерной (2012 год), строительство водопровода (2011-2012 годы), газификация (2011 год), уличное освещение по ул. Заозерной (2008-2009 годы), переход к кладбищу (2008-2009 годы), ремонт кладбища, где производятся захоронения старообрядцев (2008-2009 годы).
Так что жизнь в Пиявочном, вполне возможно, и наладится, если появятся газ, вода в домах, дорога будет лучше. Ведь есть же факты переселения молодежи из города в деревню. Просто многие еще не знают, что есть на земле такое прекрасное село Пиявочное и замечательное озеро с красивым названием Красное. Кстати, над озером наблюдали неоднократное появление НЛО. Нам на этот счет не повезло, зато повезло с людьми, которых встретили. Дай Бог им всем счастья и здоровья.
С. Белоус.
Фото автора и Т. КАТИНОЙ.
Татьяна КАТИНА
Озеро счастья
Живет в моем сердце сторонка родная.
Живет с незапамятных лет.
Где Красное озеро, звезды качая,
Хранит нас с тобою от бед.
Где детство и юность рассветною зорькой
Уплыли, как лодочка вдаль.
Оставив мелодию песенки звонкой
Да светлую в сердце печаль.
Где мы замираем в несмелых объятьях,
А вечер божественно тих.
И Красное озеро – озеро счастья
Мы делим с тобой на двоих.