Детство в послевоенной сельской глубинке. В семье председателя колхоза четвёртый, последний ребенок, о котором мудрая бабушка говорила: “Много дано от Бога”. Диплом с отличием Лысковского педучилища и поступление в АГПИ.
Прима студенческой драматической студии, участница освоения целины в Кулундинской степи. Первая в истории института Ленинская стипендиатка. Потом – столичная аспирантура. Преподаватель нашего института (хотя и предлагали работать в Московском педагогическом). Заслуженный учитель РФ, член Союза журналистов России...
Красивая женщина, любимая жена, счастливая мать двоих детей, необыкновенно талантливый педагог и просто замечательный во всех отношениях человек... И это всё о ней – о нашей любимой и незаменимой Галине Арсентьевне Пучковой.
– Галина Арсентьевна, как Вам удаётся совмещать педагогическую карьеру с ролью жены и мамы?
– Я не считаю свою работу – даже на протяжении десятилетий – какой-то карьерой. Я этого не чувствую. Другой профессии себе не представляю, поэтому смею надеяться, что «педагогия» – моё призвание. Отсюда и всё остальное, возможно, удаётся. А в семейных отношениях главное – любить ближнего как самого себя. Я никогда не стремилась занимать высоких должностей, хотя и заведовала кафедрой литературы в течение десятилетия. Меня не интересовала административная деятельность сама по себе, а ведь в своё время мне предлагали быть и деканом, и проректором по научной работе.
Для административного имиджа необходим ведь особый склад ума, готовность оттеснить семью на второй план... Мне не хотелось из женщины, которую, пусть даже и с преувеличением, называли “приятной во всех отношениях”, превращаться в некое существо среднего пола. Когда я вышла замуж и появились новые заботы, ответственность за детей, мужа, я поняла, что “общественницей” мне нужно оставаться за счёт организованности и собранности, продлить сутки до 28 часов...
– Согласны ли Вы с утверждением, что счастье женщины в семье?
– В такой формулировке – нет. Не каждая женщина может ограничиться только семейным счастьем. Дай-то Бог, конечно... Но я была воспитана советской оптимистической идеологией и старалась придерживаться правила: “Сначала думай о Родине, а потом о себе”. Женское счастье – понятие неоднозначное. Я счастлива, когда мне удается находить гармонию личных и профессиональных проблем, когда утром с желанием иду на работу, а с работы с неменьшим желанием тороплюсь домой.
– Каковы Ваши взаимоотношения в семье? Как относятся близкие к Вашей профессии?
– В семье меня чаще понимают, гордятся успехами и уважают мою любовь к филологии. Почти полстолетия со мной рядом старающийся во всём помочь муж. А дочь и сына мы с младенчества к самостоятельности приучали. Есть такая метафора “море жизни”, так вот к семейным отношениям она подходит лучше всего. Бывают приливы и отливы, шторма и солнечная погода. С детьми отношения доверительные. У них бывали свои планы, которые не всегда совпадали с родительскими. Но всё же они нашли своё место в жизни, и мы с мужем вправе ими гордиться.
– Галина Арсентьевна, Вам всегда удаётся “внушить студентам не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим, не только учиться, но и любить учёбу”. Как у Вас это получается? Может быть, у Вас существует своя, особая методика преподавания?
– Мне хотелось бы видеть в своих студентах прежде всего собеседников. Прошу и даже требую: “Хоть три-четыре слова из десяти, но своих, рожденных работой мысли”. И это важно не на втором, не на третьем курсе, когда они уже научились говорить, а на первом курсе, с первых семинарских занятий. Моя методика преподавания даже несколько субъективная, интуитивная что ли. Около пятидесяти лет работаю в институте со взрослыми людьми и считаю, что успех педагога – это творческий диалог, взаимопонимание профессионалов. В обучении литературе это взаимопонимание возникает, если студенты хорошо знают художественные тексты. К сожалению, в последние годы даже филологи стали меньше читать... А вот меня в жизни часто выручало “счастье филолога”. Так бы я назвала то чувство, когда тебе плохо, нездоровье, тоска, но возьмёшь в руки томик любимого поэта, писателя, вступишь с ним в тот самый диалог – и становится легче. Чехов или Шекспир тебя давно “поняли”– и всё в жизни не так страшно, не так безнадёжно. У тебя есть Друзья, вечные и задушевные. А в жизни ведь не всегда так бывает...
– На работе Вы производите впечатление сильной, независимой, уверенной в себе женщины. Совпадает ли этот образ с “настоящей” Г.А. Пучковой, которую видят друзья и близкие люди?
– Я могу быть разной! В профессии – уверенный в себе человек, меня поддерживают опыт работы и знания, но иногда в процессе преподавания чувствую себя бесконечно слабой... Разве вы этого не замечали? А нравоучения, которые я вам “читаю”? Они возникают именно от недопонимания, от отсутствия высокого “диалога” в постижении искусства слова, от безграмотного нахальства некоторых студентов... Хотя я всех студентов люблю, каждый, по-своему, хороший человек, раз пришел к нам на литфак! Надо запастись безграничным терпением и ждать иногда годы, чтобы услышать или прочитать: “Извините, Галина Арсентьевна, я тогда вас не понимал...” Как говорится, лучше поздно, чем никогда. И в этом я вижу некое счастье педагога.
– По словам А.И. Герцена, “проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка”. Согласны ли Вы с этим утверждением?
– Не совсем. Личная жизнь Герцена, по большому счёту, сложилась трагически. И это высказывание не свободно от субъективных эмоций. На мой взгляд, как в одном, так и в другом деле требуются особые таланты. Можно дать государству сына-гражданина, но для этого нужно самому быть гражданином. Что значит “проповедовать” и воспитывать? Это – вложить душу, приложить максимум усилий для достижения наилучших результатов. И в воспитании детей, и в “проповедях с амвона” очень важны такие черты личности, как любовь к Отечеству, уважение национальных традиций, чувства Долга и Семьи. Везде должно царствовать Всесилие Любви! Тогда ошибок и заблуждений будет меньше. А Любовь – это трудолюбие и долготерпение, как учит нас, православных, апостол Павел.
– Вы создаете впечатление удивительно гармоничной и счастливой женщины, которой удается всё... Каков секрет “гармонии” от Г.А. Пучковой?
– Могу сказать так: впечатление это обманчиво. У меня очень много нереализованных планов. Например, написана, но не защищена докторская диссертация в силу разных обстоятельств (в основном, по состоянию здоровья). Я часто виню себя в том, что очень мало уделяю внимания спорту. Зато люблю до самозабвения копаться в огороде, выращивать цветы, консервировать овощи...
Но когда вижу поднятые на меня студенческие любопытные глаза, ждущие необычных слов, шуток, чего-то мудрого и интересного, я обо всём забываю. Как говорится: “Я здесь и сейчас”. И я счастлива в любимой профессии педагога.
Ю. Мамаева, 4 курс.