|
-
-
На трассах они растут, как грибы, являясь напоминанием участникам дорожного движения о былой трагедии. У одних, глядя на подобные надгробия, портится настроение, других это шокирует и выбивает из колеи, а третьи недоумевают, дескать, законна ли такая память и есть ли смысл устанавливать надгробия там, где нет гроба, и разве можно давать «уроки» на дороге – месте повышенной опасности, отвлекать внимание водителя могильными плитами, венками и душещипательными надписями? Наверное, это спорный вопрос, и сегодня на него попытаются ответить сотрудники ГАИ, представители духовенства и специалисты-психологи. Приглашаем к дискуссии и наших читателей – как водителей, так и их пассажиров.
-
- Учиться надо на чужих ошибках
- Сотрудники ГАИ не видят в этом ничего крамольного и считают надгробия хорошим стимулом к тому, чтобы водитель снизил скорость, задумался о своем поведении на дороге, о своем состоянии за рулем и никогда не забывал о том, что дорога – объект повышенной опасности, где отвечаешь и за себя, и за других участников дорожного движения, а потому надо быть предельно собранным, внимательным и дисциплинированным.
- Количество памятников на обочине – доказательство «кричащей» статистики дорожных трагедий, число которых возрастает из года в год.
- Взгляд под другим углом
-
Практикующий психолог-консультант А. В. Карева считает, что надгробие как символ памяти должно находиться там, где покоится тело погибшего автолюбителя. Это разумно и логично даже со светской точки зрения. По ее мнению, неприятно созерцать подобные картинки из салона автомобиля даже пассажирам: ухудшается настроение, появляются уныние, тревога, наваливаются грусть, тоска. И водитель, и пассажир начинают ощущать дискомфорт. Сложно, когда тебя переполняют такие чувства, справиться с управлением.
-
- «Это неправославный обычай»
-
Таково мнение старшего священника собора в честь Воскресения Христова помощника благочинного Арзамасского округа Рафаила Яушева.
- – Этот обряд далек от православия. Религиозные традиции разрешают только крест в дорогу идущему (или едущему), а холмик и памятник – только над телом погибшего. Когда я служил в Дивеевском районе, мы с правоохранительными органами пытались решить проблему гибели на автомагистралях, а значит и незаконной установки придорожного надгробия следующим образом: на участках повышенной опасности хотели устанавливать кресты в память обо всех погибших на дорогах автолюбителях, чтобы подвигнуть автомобилистов к молитве. А места повышенной опасности освящали дивеевские священнослужители.
-
А что творится сегодня? Тело покоится на кладбище. А крест, надгробный памятник и венки находятся на дороге, что противоречит и церковным канонам, и законам логики, и здравому смыслу. Да, я согласен, в местах массовой гибели людей устанавливаются и памятники, и часовни с иконами, чтобы служить там панихиды и напоминать людям об ужасах сего бытия, подвигнуть их к молебнам о вечной памяти невинно убиенных.
-
Память о каждом конкретном человеке – рабе Божьем – это молитва в храме, заказ панихиды и литии, это уход за могилой, где покоится тело, это вечно живые цветы на ней. А одинокие холмики с крестами и венками на фоне дремучего леса, на скоростных трассах с шумом и гамом, где дым коромыслом и пыль столбом появляются в результате слаборазвитой в людях православной культуры, хотя я понимаю их боль и глубоко сочувствую. Но все-таки погибшему нужны наша молитва в храме, постоянный помин и уход за могилой на погосте, где покоятся останки погибшего.
-
Подготовила Н. МИХАЙЛОВА.
-
Фото М. ДЕМЯНКО.
|
|