|
-
-
Учитель начальных классов лицея, педагог высшей квалификационной категории И.А. Сучкова вышла в финал конкурса "Учитель года Нижегородской области-2010" и стала обладателем Диплома III степени и сертификата на право получения денежной премии в размере 20000 рублей. Это не первый ее успех. В прошлом году Ирина Анатольевна стала победителем конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта "Образование", награждалась Дипломом победителя (как руководитель) Российского конкурса исследовательских работ "Я – исследователь". В настоящее время работает над диссертацией "Развитие речи младших школьников в современной информационной среде как средство их социализации". Под ее руководством готовится к изданию методическое пособие для учителей начальных классов по развитию речи "От любознательности – к мудрости".
-
Мы попросили Ирину Анатольевну ответить на несколько вопросов.
-
- – Ирина Анатольевна, во-первых, поздравляем вас с "бронзой", и при этом хотелось бы услышать: вы довольны таким результатом?
- – Более чем. Первый тур конкурса был заочным, мы представляли теоретический инновационный опыт. Из 26 регионов области и г. Н. Новгорода заявки подали 48 педагогов. На второй, очный тур, отобрали 14 конкурсантов. Здесь нужно было провести (доказать теорию на практике) урок в незнакомом классе. В финал, где требовалось защитить свою инновацию, прошли пять человек, и я оказалась в их числе.
- – В чем же суть вашего инновационного проекта?
- – В последнее время мы почти не учим наших детей правильно говорить, а значит, и правильно мыслить. Дети не умеют конструировать свою речь, как устную, так и письменную, поэтому я ставлю своей задачей обучить детей способам интерпретации текста, отбору речевого материала. Что это дает? Во-первых, это способствует развитию мыслительных операций, помогает бережно относиться к родному языку, развивает устную монологическую речь с переходом на письменную. И что замечательно, дети, овладевающие способами конструирования речи, начинают лучше учиться по другим предметам, проявляют свои способности и добиваются успеха в исследовательской деятельности, в музыке, спорте, изобразительном искусстве.
- – Что бы вы хотели в первую очередь воспитать в своих учениках?
- – Я бы хотела видеть их мудрыми. Моя педагогика – это педагогика мудрости. Самое главное, чтобы дети научились думать над своими поступками, чтобы уже сейчас осознавали, как их слова, дела отражаются на них самих и на окружающих людях. Например, они знакомы с заповедью "Чти отца и мать свою", знают не только первую ее часть, но и продолжение: и будешь ты долголетен, и будешь благополучен. То есть уже сейчас, в детском возрасте, ты можешь стать мудрым, следуя этой заповеди, уже в детстве и юности своими поступками ты можешь спрогнозировать свое будущее.
- – Основа ваших отношений с детьми...
- – Любовь и мудрость, чему я постоянно учусь у выдающегося педагога нашего времени Ш.А. Амонашвили, с которым лично знакома. Скажите, где вы еще такое встретите: "Будьте шпаргалкой для своих учеников", не надзирателем, не "программой", а шпаргалкой-подсказкой, которая не отнимает знание, а вселяет надежду, уверенность, а главное – дает ощущение поддержки, соработничества и сотворчества", – так считает Шалва Александрович. Еще он советует помнить о духовном начале ребенка, ведь ни один из наших детей не приходит в этот мир просто так – у каждого свое предназначение. Приходите в класс, – говорит мой учитель, – и говорите детям, какие они замечательные, что они – будущие врачи, космонавты, строители... Поднимайте их над землей, ставьте перед ними высокие задачи. И не жалуйтесь на детей и на жизнь. Не нападайте на детей. Сожгите свое раздражение. Почаще задавайте себе вопрос: неужели проблемы ребенка для меня ничего не стоят? Если "да", то уходите из педагогики. На ваше место придут другие.
- – А в собственной семье педагогика Амонашвили срабатывает?
- – Думаю, да. Уже тот факт, что вся моя семья: и муж, и старший сын Алексей, младший Саша, и моя мама ездили со мной на последний тур конкурса в Н. Новгород, болели за меня всей душой, говорит о многом. Сыновьями я очень довольна. Алеша окончил политех, сейчас директор филиала строительной фирмы, а Саша – стипендиат мэра, отличник, победитель российского конкурса "Я – исследователь", шахматист, в прошлом году занял I место в областных соревнованиях по шахматам в своей возрастной группе (до 8 лет).
- Всех их я очень люблю, это мой надежный и прочный тыл, без которого успеха в профессиональной деятельности добиться, думаю, просто невозможно.
- Пользуясь случаем, как участница конкурса хочу поблагодарить также за поддержку директора департамента образования С.Н. Шевелева, директора лицея М.М. Обухову, мою коллегу учителя начальных классов лицея И.Ю. Оскирко.
- – Еще раз поздравляем с победой и желаем, чтобы ваш педагогический опыт получил широкое распространение в учительской среде г. Арзамаса и Арзамасского района.
-
Л. МАРИНИНА. Фото М. Демянко
|
|