|
-
-
В сентябре этого года исполнилось ровно пятьдесят лет как начала свою научно-педагогическую деятельность в стенах АГПИ на филологическом факультете профессор Г.А. Пучкова. Это редкая верность и преданность своему коллективу, своей Alma mater, тем более, что природа отпустила Галине Арсентьевне таланта, трудолюбия столько, что хватило бы и на более солидный столичный, а то и европейский вуз.
- Галину Арсентьевну многие знают: ее ученики работают в самых разных сферах – экономике, административных органах, культуре, журналистике и, конечно же, в первую очередь – в образовании. Ее вклад в подготовку специалистов города, района, области и даже всей России неоценим. Г.А. Пучкова многое сделала и для развития культуры города и района, науки, тесно сотрудничая с театром, музеями, библиотеками, научными сообществами. В частности, широкий общественный резонанс вызвала книга Г.А. Пучковой о нашем земляке, выдающемся педагоге-просветителе В.П. Вахтерове, которую получили все фундаментальные российские библиотеки. Ее педагогическая и общественная деятельность была высоко оценена государством, ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РФ», она награждена медалью «Ветеран труда», по решению Арзамасской городской Думы знаком «Благодарение хранителю наследия», Российской геральдической палатой ей был вручен орден «За вклад в просвещение». Были и другие награды, грамоты и благодарственные письма. Но самой важной наградой для себя педагог Пучкова считает любовь и уважение студентов.
-
Наше сегодняшнее интервью с Г.А. Пучковой – о ее работе, отношении к явлениям и событиям, происходящим в обществе, о вкусах и пристрастиях, своих друзьях, успехах, счастливых и горьких минутах, словом, о жизни...
-
- – Галина Арсентьевна, вы пятьдесят лет своей жизни и работы отдали АГПИ. А в его стенах, если считать и студенческие годы, вы уже 55 лет. Любимое вами время в Арзамасском педагогическом? Любимые вами люди здесь? Самые памятные события?
- – Очень любила годы учебы. Хотя это был конец 50-х, полуголодное время да и здоровье я оставила на целине, как и многие мои однокурсники, поднимая Кулундинскую степь в Казахстане. Стипендия – 28 рублей. Один раз в месяц,как праздник, – 100 граммов сыра. Был в радость кусок сладкого пирога с кефиром на ужин. И в то же время, это ведь про мое поколение: «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя». На занятия я ходила – без преувеличения! – с каким-то душевным подъемом. Всё казалось интересным и новым. Преподаватели располагали к себе пониманием, строгой добротой. С любовью вспоминаю Е.Г. Тунёву, О.И. Александрову, Н.М. Пименову, Н.Н. Арденса, С.Е. Шаталова, Н.А. Гладкова. Особое пристрастие было к лекциям Н.А. Козлова по истории зарубежной литературы – незнакомые имена, произведения, какая-то притягивающая к себе романтика древних веков и дальних стран. Наверное, это от русских народных песен. В детстве я их слышала круглый год – в праздники, на свадьбах, во время отдыха на сенокосах, а девушки и парни, под гармошку, еще устраивали тогда вечерние гулянья и хороводы прямо на улице...
- Среди коллег у меня было и есть много уважаемых людей – истинных «профессоров», профессионалов своего дела. Другие-то в вузах не задерживаются. Одним из самых любимых и уважаемых мною человеком был Герман Васильевич Борисов, сначала декан, потом ректор, к великому сожалению, безвременно ушедший из жизни. Умный, деликатный, всегда готов выслушать и помочь.
- А какой задушевной подругой стала для меня Валентина Алексеевна Леонова – одна из первых заведующих Гайдаровский кабинетом в институте! Ее гостеприимством и организаторским талантом проводились первые Гайдаровские конференции, что было чрезвычайно важно для поднятия престижа нашего вуза.
- Памятных событий было много. Это получение государственной Ленинской стипендии, ведь тогда 80 рублей – приличная современная зарплата (От редакции: Г.А. Пучкова была первой Ленинской стипендиаткой не только в институте, но и в городе). Радостным потрясением в 1961 году стало известие о полете Гагарина в космос. Сейчас трудно передать то волнение до слез и патриотическую гордость за «державу». Все студенты мгновенно собрались на митинг, лица светились от счастья, от понимания исторической победы. А у меня голос и ноги дрожали, когда мне первой доверили выступать на этом митинге. Позднее от Горьковской области меня включили в делегацию советской молодежи, которая состояла из 25 человек и направлялась в Англию для общения с тамошней молодежью. Мне раньше это и во сне не снилось, что увижу Лондон, Эдинбург, Тауэр, буду смотреть спектакль в Шекспировском театре в Стрэтфорде-на-Эвоне...
- – Не жалеете, что остались в провинции, ведь у вас была возможность уехать в столицу?
- – Не жалею. Можно было остаться в Москве в 1967 году, когда я защитила диссертацию. Моим научным руководителем была знаменитая Мария Евгеньевна Елизарова, родственница Ленина, в то время один из редкостных профессоров-литературоведов. Тема моей диссертации была эксклюзивной – «Восприятие личности и творчества А.П. Чехова
в Англии». М.Е. Елизарова просила меня остаться в Москве после защиты. Я уже тогда читала за нее лекции студентам, поскольку Мария Евгеньевна была пожилым человеком, часто болела. Ее авторитетом мне даже давали жилье в Москве и работу в МГПИ им. В.И. Ленина (тогда это был центр педагогического образования). Кроме того, мой муж жил и работал в Арзамасе после окончания Казанского авиационного института, у него была достойная должность на АПЗ. К защите моей диссертации в нашем институте тогда отнеслись с таким уважением (вовремя и успешно защитилась), что выделили однокомнатную квартиру в хорошем доме. Я была тогда первой из выпускниц филфака, кто защитил диссертацию.
- – Провинциальность – это для вас территориальное понятие или можно жить и в столице, но оставаться провинциалом?
- – Только не территориальное. До сих пор нет четкого и точного определения, что такое провинциализм. Я встречала и в Арзамасе много людей не менее интеллигентных, чем в Москве. Многие, надеюсь, помнят блистательного преподавателя-лингвиста А.Ф. Атрощенко, с истинным поведением и образом мыслей Интеллигента. На протяжении всей истории России ее столицы «жили» провинцией. Почти все великие люди вышли из провинции. И потом (смеётся), лучше быть первым в провинции, чем последним в Риме, как сказал один из великих римских деятелей.
- – Кто вы в большей степени – педагог или ученый?
- – Я бы не стала противопоставлять эти два понятия. Работа в вузе требует соединения научно-исследовательской деятельности с аудиторными занятиями, на которых все ее результаты необходимо донести до студентов. У меня много времени уходило на «живое слово», и я не всегда успевала написать задуманные статьи, работы, опубликовать их. А потому считаю себя больше педагогом.
- Профессия педагога – одна из наитруднейших. Учителя никогда не свободны от своей работы. Идут домой, чтобы снова сесть за письменный стол: надо готовиться к завтрашней встрече со студентами, учениками. Надо и это прочитать, и то законспектировать. Филология требует прочтения огромного количества страниц и книг. Я вела историю зарубежной литературы на всех курсах от античной (греко-римской) до современной. Это сотни писателей, тысячи имен и дат, которые у меня каким-то чудесным образом откладывались в памяти. Кроме того, я читала лекции по истории русской литературы 19–20 веков, по истории русской критики, истории западно-европейской и американской журналистики. Многие годы вела спецкурс по А.П. Чехову.
- Первыми моими студентами были уважаемые ныне профессора в нашем институте – В.В. Востоков, Б.С. Кондратьев, преподаватель С.И. Назаренко, известный директор Чеховского дома-музея в Ялте Г.А. Шалюгин. Среди моих более поздних выпускников сейчас много директоров школ, редакторов и сотрудников газет, заведующих департаментами образования или культуры, как Т.М. Ильченко в Арзамасе, директор историко-художественного музея Н.В. Разина, директор Арзамасского драмтеатра М.В. Швецова. Есть и такие творческие люди, как саровский писатель П. Тужилкин, сергачский поэт С. Назаров, известный арзамасцам писатель-краевед В. Панкратов. Да всех не перечислить!
- Плохих студентов у меня не бывает. Все они приходят учиться, получать знания. И так приятно слышать на выпускном вечере, как им было интересно и что они любили меня как педагога, а потом получать теплые письма, где они рассказывают о своих успехах и неудачах, спрашивают совета. Это ли не радость и счастье для учителя? Но не могу сказать, что моя жизнь за это полстолетие была триумфальной дорожкой. Об этом есть библейско-философская мысль у А. Ахматовой:
- Иди один и исцеляй слепых,
- Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
- Учеников злорадное глумленье
- И равнодушие толпы.
- Всё было! И подножку могли подставить, так что лбом об стенку. Теперь понимаю, насколько была беззащитна перед ехидными сплетнями, завистью до клеветы, несправедливостью. Печально, что это влияло на здоровье, душевное равновесие. Спасительным было участие и поддержка мужа Вячеслава Павловича, с которым мы скоро тоже пятьдесят лет вместе. До сих моя личность некоторым людям из моего окружения спокойно спать не дает...
- – Если бы вы не стали педагогом, в какой сфере могли себя реализовать?
- – Не кривлю душой: не представляю себе другой деятельности, кроме преподавательской, причем именно в вузе.
- В юности мне очень часто расточали комплименты по поводу внешности, умения проникновенно читать стихи. Когда я училась в педучилище, играла в драмкружке и утвердилась в мысли, что, может быть, из меня получится актриса. Особенно после того, как я сыграла роль Вареньки в спектакле по рассказу Чехова «Человек в футляре». Меня нарядили в шикарное по тем понятиям платье, шляпку, я пела на украинском языке «Виют витры, виют буйны...» Мне рукоплескали, и я подумала – вот, может быть, это моя дорога? Благодарю Бога, что я по ней не пошла.
- Но любовь к театру я пронесла через всю жизнь. Много лет я входила в состав Художественного совета Арзамасского драмтеатра, даже лет пять работала в нем завлитом. Я организовала «Театральную гостиную» в институте, со студентами посещали московские театры, выставки.
- – Вас как педагога не может не волновать ситуация, сложившаяся в российском образовании...
- – Я не сторонница тотального очернительства того, что происходит в образовательной системе. У нас в России очень сложно что-либо преобразовать быстро, положительно и окончательно. Реформа – это ведь процесс, на начальном этапе которого всегда ярче видны отрицательные моменты. Образование нам сегодня задает очень много вопросов. А то, что я называю «фурсовками» нашего министра,– это чудовищные для русского национально-патриотического сознания прожекты. Например, попытки убрать из школьной программы литературу.
- Окончательный же итог современным реформам и людям, которые их проводят, подведет Время и Божий суд, как писал Лермонтов.
- – В институте вы – профессор, а дома?
- – Хозяйка в фартуке, профессор «кухонных наук». Люблю выполнять заказы моих домочадцев, готовить их любимые блюда. Умею варить самые разные супы, выращиваю на огороде овощи, мариную их, люблю гостей, цветы под окошком. А еще дома я – библиотекарь. Вокруг меня везде книги...
- – Сегодня у женщин масса возможностей оставаться молодыми. Как вам удается так замечательно выглядеть?
- – Я ничего особенного не делаю. Мои родственники считают, что я пошла в маму, ее стать и привлекательность передались мне. Не случайно мой коллега В.В. Востоков говорит, что во мне «видна порода» и красоту такой породы ничем не испортишь. А моя бабушка воспринимала мой день рождения 28 августа (Успение Пресвятой Богородицы) особой Благодатью. И сейчас я начинаю понимать, что судьба мне что-то предопределила, раз я родилась в этот удивительный праздник. Что касается внешности, то бывает и так: встанешь утром, взглянешь в зеркало – и паранджу надеть хочется...
- – Вы любите людей, которые понимают юмор. Над чем вы можете посмеяться?
- – Над собой, прежде всего, над своей наивностью. В конце 70-х я была секретарем парткома факультета, Г.В. Борисов – деканом. В общежитии случилось ЧП – две студентки подрались из-за парня. Мне поручили разобраться. Я очень тактично, чтобы не разбить как бы светлых романтических чувств девушек, вела с ними беседу. И они откровенно мне всё рассказывали. На мой же вопрос: «С какого факультета ухажер?» – весело и снисходительно засмеялись: «Да он же женат, Галина Арсентьевна, у него семья». Вот тебе и романтика...
- Однажды я горько смеялась над собой вместе со студентами, когда настолько увлеклась чтением стихов, что села мимо стула. Мне было очень больно, но после гробовой тишины раздался сочувствующий, понимающий хохот, и я хохотала вместе со всеми, что сгладило неприятную ситуацию. Этот смех был лучшей педагогикой. Долго помнила я этот случай.
- Такое веселье при оплошности преподавателя показательно: раз вместе смеемся, значит прощаем друг друга.
- – У вас большие творческие планы...
- – Жить бы да радоваться прежде всего!
- Сознаю себя православным русским человеком. Духовного совершенства мне, конечно, не достичь, хотя бы спокойно углубиться в святоотеческую литературу. Побольше читать и слушать умных людей и... молчать. Люблю смотреть познавательные фильмы и спектакли по каналу «Культура». Стараюсь почаще включать православный канал «Союз», не пропускаю замечательную передачу «Церковь и мир» с митрополитом Иларионом. Душа при этом отдыхает. Получаю ответы на многие вопросы и верю, что жизнь прожита не напрасно. Что дальше? Буду «думать о своей судьбе», говоря словами поэта Н. Рубцова, продолжать мастерить свою «житейскую лодку», возделывать свой сад, чтобы получать особую радость от цветов и трудов. Постараюсь, как Бог даст, дописать и издать свои книги о Чехове, об истории Арзамасского драмтеатра. Но главная «творческая» задача – быть бы здоровой и нужной своим родным и близким, помогать сохранять наше общее семейное благополучие.
-
Подготовила С. БЕЛОУС.
|
|