|
-
-
Уроженец села Забелина Арзамасского района Павел Алексеевич Ларин руководит одним из самых солидных предприятий нашего города и района – филиалом ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» – Арзамасским ЛПУМГ. Одновременно по совместительству он директор одного из лучших в отрасли центров подготовки кадров, депутат Земского собрания, активный участник реализации программы по восстановлению храмов «Золотые купола». Награжден Русской Православной Церковью орденами Серафима Саровского и святого благоверного князя Даниила Московского.
-
В канун светлого дня Христова Воскресения мы попросили Павла Алексеевича рассказать о себе, своем коллективе, о том, что побуждает его заниматься благотворительностью.
-
- – Павел Алексеевич, вы один из тех руководителей, которые помогают храмам не столько по чьей-то просьбе или приказу, а, что говорится, по внутреннему наитию, от сердца, поэтому делаете гораздо больше, чем могли бы сделать. Без веры вряд ли такое могло быть. Откуда она у вас?
- – Наверное, она еще в генах сохранилась, хотя детство у меня было обычным для тех времен, пионерским. Родители – простые колхозники, папа воевал, вступил на фронте в партию. Мама была верующей, но об этом тогда старались громко не говорить. Папа, конечно, атеистом тоже не был. Во всяком случае плохого о Церкви и религии я от них никогда не слышал. И жили они и вели себя как глубоко верующие люди. Совестливо. И это передалось и отозвалось в моем сердце.
- – Вы помните, когда первый раз помогли храму?
- – Это было в 90-е годы. Первый храм, в восстановлении которого мы приняли активное участие в нашем городе, был храм Рождества Христова на улице Ленина. Он стал подворьем Дивеевского монастыря, и я познакомился с настоятельницей монастыря – игуменьей Сергией, послушницами. А храм тогда был очень запущен, условия, в которых жили послушницы, были спартанскими: ни дров, ни печки, холод, промозглость. Я увидел, с какой самоотверженностью трудятся здесь послушницы, с какой любовью и верой несут свой крест. Это настоящие подвижницы. Вот тогда, наверное, что-то изменилось во мне, я почувствовал, что помощь храму доставляет мне радость, мне также захотелось помогать церкви, служить ей.
- Потом была принята городская программа «Золотые купола», в рамках которой мы занялись восстановлением Владимирской церкви. С ней просто удивительная история. Там ведь, помните, были одни стены. Никто не мог представить, как церковь восстанет из руин. И все-таки владыка Георгий благословил начать работы по ее восстановлению. И так получилось, что она потом освящена была первой из десяти восстановленных церквей. Эта церковь – врата города. Существует исторический факт, что в стародавние времена правящий архиерей, прибывший в Арзамас с визитом и заплутавшийся по дороге, заехал во Владимирскую церковь на службу и принял ее за главный кафедральный собор.
- – Церковь Иоанна Крестителя в Абрамове (рядом с Забелином) – это ваш родной приход. И там вы тоже трудились.
- – Она мне также дорога. Сейчас отстраиваем колокольню. К Рождеству Иоанна Предтечи в Абрамове должны зазвенеть колокола.
- А вы знаете, откуда в этой церкви паникадило? Из старого Воскресенского собора, вернее, из того самого первого, деревянного храма, который стоял на месте нынешнего собора.
- – Где же такая реликвия хранилась?
- – Да в соборе и висела. А к приезду патриарха Кирилла ее заменили. А мы взяли (с разрешения, конечно), отчистили, отреставрировали (наши специалисты работали восемь месяцев), и теперь эта уникальная древнейшая вещь украшает Абрамовскую церковь.
- – На восстановление храмов вы не только средства и технику выделяете, но и людей командируете с вашего предприятия. Не ропщут?
- – Напротив, делают то, что им поручают, с радостью. Мне кажется, на нашем предприятии уже нет неверующих людей. Частые гости на мероприятиях священнослужители (отец Сергий Жулин, например). Выступают перед людьми, отвечают на вопросы. Большинство работников предприятия посещают церковь, участвуют в богослужениях, таинствах исповеди, причастия, крестят детей, отпевают умерших. Поэтому и помощь храму для них, если можно так сказать, – дело чести.
- – С возрождением храмов Арзамас превращается постепенно в уникальный по красоте, по исторической, архитектурной, духовной значимости город. Но все-таки есть немало людей, которые говорят, что лучше бы средства, что идут на храмы, направить на школы, больницы, клубы...
- – Я считаю, что школами, больницами должно заниматься государство. Не надо сетовать. Люди, выделяющие средства на храмы, ни у кого ничего не отнимают. Они жертвуют свои средства. Это потребность души.
- – Какой вы руководитель: терпеливый, гуманный или жесткий?
- – Скорее, второе. Я могу наказывать, но по делу. Стараюсь быть справедливым, никогда не засиживаюсь в кабинете, постоянно бываю на рабочих местах, где совершенно другая неофициальная обстановка, другие отношения, там работники чувствуют себя хозяевами положения, поэтому легче открываются в разговоре. Чванства и напыщенности, слава Богу, кажется, я не успел обрести за эти годы. Я ведь сам «от сохи». Отец рано умер, и мне в родительском доме приходилось делать всю мужскую работу. Печки пришлось класть, срубы рубить, крыши крыть и так далее. Учиться начинал в ПТУ №5, потом МАИ закончил, академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации в г. Москве. Женился на своей однокласснице, у нас родились друг за другом двое сыновей. В армии поэтому не служил.
- – Никому никогда не завидовали?
- – Нет. Я чувствовал силы для достижения цели и преодоления трудностей. И в общем-то у меня всегда все получалось.
- – А сомнения, обиды, недовольство собой, окружающими...
- – Все это быстро улетучивалось благодаря моему крепкому тылу – семье. И первый мой очень мудрый советчик во всем – жена. Все острые углы умеет сглаживать, все мои ошибки и заблуждения понять и помочь исправить.
- – Вы директор одного из самых респектабельных предприятий города. Здесь, пожалуй, самые высокие зарплаты, обеспечивается контроль не только за условиями труда, но и за здоровьем работников. Не бедствует, естественно, и руководство. Хорошо это или плохо с христианской точки зрения, ведь есть такое мнение: богатство, тем паче роскошь, человека развращают.
- – Богатство развращает, если вы тратите его только на удовлетворение своих потребностей, а они, как известно, имеют свойство с увеличением средств расти. Но ведь можно потратить лишние деньги на храмы, на помощь нуждающимся. Мы с женой помогаем и своим детям (кстати, оба сына работают на нашем предприятии), но не до такой степени, чтобы они ни в чем себе не отказывали. На строительство жилья, например, они выплачивают кредиты самостоятельно.
- – «Со Христом, значит, с крестом» – есть такая поговорка. Значит, с испытаниями, страданиями. А как это объяснить молодым людям. Они ведь хотят жить легко и красиво.
- – А не надо ничего объяснять. Не надо в нашу веру тянуть кого-то. Она очень трудная, но она правильная, в ней – истина. И молодые люди каждый, конечно, своим путем придут к нашей вере, если мы, их родители, дедушки и бабушки, будем жить по-христиански. Все очень просто.
- – И сложно одновременно. Вот вы православный человек, знаете, какой большой грех – тщеславие. Но когда вы становитесь таким успешным, все вас благодарят и хвалят, как тут не заразиться этим грехом?
- – Стараюсь не заразиться по мере сил и по молитвам Церкви. Не мои ведь только это достижения. Это труды и чаяния многих людей: священнослужителей, прихожан, работников нашего предприятия. Их на открытии храмов тоже благодарят, вручают архиерейские грамоты. И я рад за них. А больше всего рад за тех, кто обрел храм. Вижу счастливые глаза женщин, детей и испытываю самую большую радость. Для меня это лучшая из наград.
- – Как вы встречаете Пасху?
- – Стараюсь быть на ночном пасхальном богослужении. А в день Христова Воскресения мы обычно собираемся семьей за праздничным столом.
- Кстати, у нас традиция всей семьей собираться каждое воскресенье. У меня уже четверо внуков. Это счастье, что мы все вместе.
- Весь свой коллектив и всех арзамасцев поздравляю с великим праздником Пасхи Христовой. Желаю веры, любви и крепости семейных уз.
-
Л. МАРИНИНА. Фото из семейного архива Лариных.
|
|