|
-
-
На днях музыкальная школа № 2 города Арзамаса отметила свой полувековой юбилей. С этим учебным заведением связаны имена многих выдающихся музыкантов, известных как в России, так и за её пределами. Одним из них является талантливый блюзовый и джазовый музыкант Анатолий Морозов. Сегодня он – гость нашей редакции.
-
- – Анатолий Вячеславович, каким был ваш путь в мир музыки?
- – Очень извилистым и непростым, а начался он ещё в детстве. Нужно сказать, что я предпринимал всяческие попытки, чтобы свернуть с него, и это с разной степенью успеха удавалось.
- В шестилетнем возрасте мама отдала меня в хоровую капеллу мальчиков, действовавшую при Арзамасском музыкальном училище. Признаюсь, что в детском хоровом коллективе мне было не очень уютно. Дискомфорт я ощущал по двум причинам – во-первых, все мальчики почему-то были старше меня, а во-вторых, занятия начинались поздно – часов в восемь вечера, и я на них в прямом смысле слова засыпал. И как следствие вскоре эта страница моей биографии был закрыта.
- Спустя год я был определён в детскую студию при том же музучилище, но и здесь в моей душе возникли непредвиденные «творческие» противоречия, а всё потому, что среди дворовых друзей занятия музыкой были не очень популярны.
- Это уже в подростковом возрасте, когда мальчики начинают обращать внимание на девочек, образно говоря, всё тот же двор дал мне в руки гитару.
- Однако, когда мама привела меня в музыкальную школу профессионально осваивать инструмент, обучение не пошло. Видимо, я был не склонен к «казённому» обучению. В ту пору мой путь так и не пересёкся с музыкальной школой.
- Я продолжил самостоятельно осваивать гитару. Играл в школьном ансамбле.
- А настоящей школой музыки для меня стала работа в коллективе Виктора Ивановича Тюрина. Там я постиг профессиональные азы и определился с музыкальными пристрастиями. Всё это стало хорошей базой для последующего самообразования.
- – Если не музыкантом, то кем бы вы могли стать?
- – Возможно, переводчиком. Я окончил арзамасскую школу № 1 с углубленным изучением английского языка, а позже получил филологическое образование в педагогическом институте. И нужно сказать, что иностранный язык меня всегда привлекал.
- – У арзамасцев ваша личность в первую очередь ассоциируется с блюзом и музыкальной группой «J.A.M.»...
- – Так сложилось, что теперь «J.A.M.» не активен на сцене. Что поделаешь?! Жизнь идёт, создавая новые ситуации.
- – А давайте вспомним основные этапы его существования. Арзамасским поклонникам интеллектуальной музыки это будет приятно...
- – «J.А.M.» возник в 1988 году. Коллектив прошёл через увлечение разной музыкой – соул, фанк, джаз-рок, но основных успехов коллектив достиг, когда стал исполнять музыку в стиле ритм-энд-блюз.
- С 1995 года «J.A.M.» выступал в московских блюзовых клубах, являлся лидером клубной сцены Нижнего Новгорода, выступал c ведущими блюз-бэндами Москвы и Санкт-Петербурга.
- Коллектив с успехом участвовал в международных проектах. Вместе с музыкантами из Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании выступал на джазовых фестивалях. Кстати, выступал довольно-таки успешно, и что самое главное – имел свою индивидуальность.
- – Творческая личность постоянно находится в поиске, а какую замену вы нашли «J.А.M.» сегодня?
- – В данный момент я работаю в двух серьёзных проектах. Оба из них связаны с классическим джазом, мейнстримом.
- Сразу хочу оговориться, что сегодня выступаю не как гитарист, а как вокалист.
- Первый проект называется «Crooning Jazz Quintet Анатолия Морозова». В нём я участвую с четырьмя талантливыми нижегородскими джазовыми музыкантами Сергеем Банников (фортепиано), Александром Гречухиным (гитара), Николаем Бечиным (бас) и Владимиром Комаровым (ударные).
- Во втором проекте выступаю совместно с подмосковным джазовым оркестром из Ногинска, который за границей известен как «Alexander Dubrovsky's Jazz Professional Big Band», а в России – «Эстрадно-джазовый оркестр Александра Дубровского».
- – А где в основном проходят ваши выступления?
- – Оба проекта связаны с активной гастрольной деятельностью. Периодически выступления проходят и в Нижнем Новгороде. В частности, последние выступления с квинтетом прошли в нижегородском джаз-клубе «Jam Prestige» в начале марта, а с Ногинским джазовым оркестром в феврале мы выступили в нижегородском музыкальном клубе «Music Hall».
- – Если обратиться к вашей музыкальной биографии, то как вы пришли к джазу?
- – Определил своеобразный вектор моего джазового развития всё тот же Виктор Иванович Тюрин, который сам является замечательным джазовым музыкантом. В его коллективе мы и начинали играть и джаз, и «околоджазовые» композиции, и джаз-рок.
- После того, как группа В.И. Тюрина прекратила своё существование, я пробовал выступать сольно как джазовый гитарист. Было желание сформировать коллектив, но в то время, в конце восьмидесятых годов, не нашлось партнёров в Арзамасе. Появились другие проекты. А когда группа «J.А.M.» стала менее активной, я и обратился к классическому джазу. Более чем пятнадцатилетняя практика работы с блюз-роком: небходимость пробить, продавить голосом, мощный аккомпанимент (концерты по три-четыре часа!) – всё это сформировало мой певческий аппарат, да и он сам, наверное, потребовал более интересной в вокальном отношении музыки.
- – Насколько сложно нести в массы интеллектуальную музыку, ведь не каждый может понять её?
- – На мой взгляд, понимать музыку и не нужно. Её нужно чувствовать. Если человек не зашорен, открыт окружающему миру и внутренне свободен, он почувствует джаз, если, конечно, сыграно убедительно.
- – Джаз – англоязычная музыка. В чём преимущества её исполнения на английском языке?
- – Классические музыкальные произведения исполняются на языке оригинала. Ничего более. Это как читать А.С. Пушкина на русском языке.
- – Вам неоднократно приходилось выступать за границей. Чем иностранный слушатель отличается от российского?
- – За границей блюзовая и джазовая инфраструктура более развита, и основная часть публики, как правило, знакома с этим музыкальным языком .
- – А с чего началась ваша педагогическая деятельность?
- – Мой друг, гитарист, вёл студию в городском Доме культуры и как-то попросил подменить его. Я согласился. Погрузившись в атмосферу преподавательской деятельности, осознал, что это достаточно интересное занятие. А затем Виктор Иванович Тюрин пригласил меня работать в школу. Это было более двадцати лет назад.
- – Чему в первую очередь вы стараетесь научить своих учеников?
- – На мой взгляд, преподавателю важно не столько подготовить музыканта, сколько воспитать личность, заложив в неё основы самодисциплины и умение мобилизоваться для достижения определённой цели. Ведь когда маленький человек трудится над произведением, пытаясь связать две-три ноты в мелодическую линию, он работает сам с собой. А саморазвитие в музыке не менее важно, чем саморазвитие в жизни.
- – Как исполнитель вы достигли определённых высот. Как вы воспринимаете комплименты в свой адрес?
- – Здесь я соглашусь с поэтом: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца». Если быть более конкретным, то когда мне что-то говорят после концерта, стараюсь вычленить из этого рациональное зерно, которое было бы мне полезно для последующей работы, и делаю соответствующие выводы.
- – А если порассуждать о критике?
- – Критику я выслушиваю с большим интересом, особенно, если она конструктивна. Её я считаю очень полезной и важной для творческого развития.
- – Как домашние относятся к вашему творчеству?
- – Им некуда деваться (смеётся). Воспринимают это как данность. Конечно поддерживают меня. А самый главный критик – жена, впрочем не только в музыке.
- – Ваши дети далеки от мира музыки?
- – У меня две взрослые дочери. Обе обучались музыке, хотя в настоящее время их деятельность связана с другим. Они окончили лингвистический университет, сейчас работают по специальности – одна в Москве, другая в Нижнем Новгороде. Их мнение для меня также очень важно. С этими барышнями спорить – себе дороже.
- – С какими мелодиями у вас ассоциируется окружающий мир?
- – Всё зависит от сиюминутного настроения.
- – А сами какую музыку слушаете дома или в машине?
- – Дома и в машине музыку я вообще не слушаю (смеётся). Занимаюсь этим если по работе необходимо какой-либо материал подготовить.
- – Среди известных музыкантов кто для вас является авторитетом?
- – Если говорить о том амплуа, в котором я сейчас выступаю, то необходимо отметить, что мужчин джазовых вокалистов очень немного, и «стопроцентного» кумира я себе не нашёл. По крайней мере, такого, в котором бы соединилось всё. Когда-то, например, таким кумиром был гитарист Стиви Рэй Воэн. Да и с возрастом приходит осознание того, что для вокалиста более важно прислушиваться к самому себе. Чужие эмоции не возьмёшь. Надо вытаскивать их из себя.
- – Что кроме музыки входит в мир ваших увлечений?
- – Сравнительно недавно, неожиданно для себя самого, у меня появилось очень интересное увлечение – столярка. Находясь на даче в Пустыни, люблю проводить время в мастерской, и даже что-то получается.
- – Вы считаете себя счастливым человеком?
- – Ко мне не раз после концерта подходили люди и говорили открытым текстом, что сегодня они были счастливы. А когда такое происходит, невольно оказываешься сопричастным к их душевному состоянию.
- – Как музыканту вам есть к чему стремиться?
- – Конечно. Однозначно. У меня твёрдое ощущение, что всё только начинается (смеётся).
-
Беседовал Д. ДАНИЛОВ.
-
О собеседнике
- Анатолий Вячеславович Морозов родился в Арзамасе в марте 1960 года. Окончил школу № 1 г. Арзамаса и Арзамасский педагогический институт. Женат. Имеет двух взрослых дочерей. Известный в России джазовый и блюзовый музыкант. В настоящее время как вокалист выступает с джазовой группой «Crooning Jazz Quintet» и «Эстрадно-джазовым оркестром Александра Дубровского». Преподаёт классическую гитару в музыкальной школе № 2 г. Арзамаса.
|
|