|
-
-
Имя Владимира Цветкова на страницах «АП» – большая честь для нашей газеты. Его обстоятельные и убедительные ответы на сложные вопросы верующих и атеистов в рубрике «Ответьте, батюшка» не оставляют равнодушными и тех и других. На какое-то время связь священника с газетой оборвалась, и сразу же посыпались телефонные звонки с бесконечными вопросами: «Куда пропал батюшка? Когда появится? Хотим знать его взгляд на ту или иную духовную проблему и познакомиться с ним как с обычным земным человеком!?» Желание читателя для нас – закон. Недавно мы встретились с отцом Владимиром, чтобы на этот раз не только поговорить с ним о Боге и обсудить письма и вопросы читателей «Арзамасской правды», но и раскрыть грани характера и мировоззрения любимого священника, обладающего исключительным даром духовного рассуждения.
-
– Отец Владимир, вы дали обет целибата. Насколько искренним и обдуманным было это решение?
-
– Монахи дают три обета: обет безбрачия, послушания и нестяжания. Целибат дает только обет безбрачия. Сейчас целибатами становятся зрелые молодые священники в возрасте после 30 лет. Я им стал в 26 и остаюсь по сей день, не сожалея ни о чем.
-
– Значит, вы счастливый человек?
-
– Более чем. Всю жизнь я служу Богу, занимаюсь любимым делом и тем, что просит моя душа.
-
– Нам известно, что долгое время вы были духовным чадом известного в России старца Иоанна Крестьянкина...
-
– Да. Он был моим духовным руководителем, пока не почил в вечности. Сегодня мой духовник – протоиерей Иоанн Миронов, служащий в Санкт-Петербурге. Он тоже обладает даром прозорливости, и все поступки в моей жизни и в жизни Софрониевой пустыни я совершаю исключительно с его благословения.
-
– Ваши самые любимые праздники, в том числе и светские?
-
– Пасха и Рождество. С ними мы официально поздравляем всех жертвователей, благодетелей, меценатов, друзей и близких. Дни ангела празднуем, дни рождения – отмечаем. 23 февраля и День Победы – святые и любимые светские праздники.
-
– Вы патриот своей страны!
-
– Однозначно! Мои родители воевали. Отец – в кадровых войсках , мать ушла на фронт добровольцем, перед этим окончив курсы медсестер. Отец вернулся инвалидом с войны. Мать в Варшаве комиссовали по состоянию здоровья. Жизнь за Родину отдал мой родной дядя. Как и они, я всегда был и останусь человеком, горячо любящим Родину. Почему и преклоняюсь перед ребятами, которые принимают решение отдать воинский долг, идут служить в армию, чем делают память фронтовиков еще более светлой.
-
– Говорят, настоящий монах разрывает с миром все связи...
-
– Я не человек крайностей. Связь с миром не потеряна, к чему такая категоричность?! За родственников, которые живы, бесконечно молюсь. И это еще больше укрепляет связи между нами. А духовное родство?! По всей России проживают мои духовные чада (в том числе священники, монахи, иеромонахи, схимонахи). Четыре раза в год выезжаю на родину в Санкт-Петербург, где у меня есть квартира: бываю там на день памяти матери, на день ангела своего духовника, на рождественских чтениях и после Пасхи. Вот уже 24 года руковожу обществом православной культуры Игнатия Брянчанинова в Санкт-Петербурге, и, когда приезжаю в город на Неве, на мои беседы собираются свыше 300 человек.
-
– Недавно на телеканале «Союз» два часа в прямом эфире вы отвечали на вопросы верующих...
-
– Было такое. Иногда меня просят собой заполнить телевизионный эфир (смеется). А если серьезно, духовные чада попросили в прямом эфире ответить на вопросы тех людей, чьи души находятся в смятении и противоречии.
-
– Батюшка, вы дома в Арзамасе или все-таки в Питере?
-
– В Софрониевой пустыни, куда мы попали по промыслу Божию. Когда в монастырях Санкт-Петербурга начался раскол, мне и моим духовным чадам некуда было податься. Помощник депутата Госдумы в Москве Горохов предложил дремучие коваксинские леса. После их посещения не осталось сомнений в том, что это та земля, куда призывает нас для спасения батюшка Софроний. Самым главным аргументом в пользу пустыньки была безлюдность, отдаленность от цивилизации, непроходимые лесные поросли, в общем, та атмосфера, что способствует молитве и уединению.
-
– Сегодня Софрониева пустынь – это полноценный монастырь со своей архитектурой и большим хозяйством, где сестры умеют и коров доить, и водить джипы...
-
– Полноценным монастырем мы, конечно, не являемся, нет прихода – нет дохода. Все, что мы имеем, приобретено на деньги духовных чад и благодетелей, за которых звучит вечная молитва о здравии в дремучих лесах Софрониевой пустыни.
-
– Несмотря на красоту строений, у вас там нет света и дорог...
-
– Будет свет – оскудеет, иссякнет молитва. Сразу же подтянутся сюда холодильники, телевизоры, микроволновые печи и другая бытовая техника и электроника. Готовим пищу на костре и в печах, молимся при свечке или с налобными фонариками. Что касается дорог, еще батюшка Софроний напутствовал, дескать, не делайте ко мне дорогу, кому надо будет, доберется сюда всеми правдами и неправдами.
-
– Монашествующие не едят мяса, это понятно. Но вы строго обозначили и сухой закон на своей территории. Почему?
-
– Мы с сестрами служили на Валааме, где уже почти 200 лет сухой закон. Вина там не только не пробовали, но даже и не завозили никогда.
-
– Должно ли быть у священника чувство юмора?
-
– Конечно. Вы же чувствуете, как я отвечаю иногда читателям рубрики «Ответьте, батюшка» – с юмором! Юмор использую и во время проповедей, духовных бесед с чадами, когда они в таком унынии пребывают, что ни чем другим, как смехом и можно их вывести из состояния отчаянья.
-
– Тогда вопрос в тему: многие фанатично верующие люди не пользуются сотовым телефоном, дескать, он БЕС-проводной, и не посещают АД-министрацию. Они считают, что в этих словах – бес и ад – заложено некое дьявольское предзнаменование...
-
– Тогда пусть почаще посещают РАЙ-собес (только и хочется им ответить с юмором). Не вера в этих людях говорит, её они заменили игрой слов. А вообще я всегда завидую людской простоте, через которую можно спастись. Хотя ... кому много дано – с того и много спросится.
-
– Почему дураков, глупцов, простачков в России всегда любили больше?
-
– Их больше жалеют. Русская душа – душа жалостливая. Глупых на Руси называли убогими. То есть они стоят у Бога, рядом, они, как дети, с душой ангелов. К ним прислушивались и в их бессвязных речах пытались расслышать то, что через юродивых пытался передать Бог тому или иному человеку.
-
– Батюшка, у вас было 20 сестер, осталось 12. Куда делись остальные и есть ли у вас любимчики?
-
– У нас есть сестры рясофорные (принявшие постриг), есть облаченные (которые просто несут послушание). Две из них за это время покинули пустыньку по болезни, одна – вышла замуж, кто-то уехал ухаживать за больными родителями. Это нормальное явление. Любимчиков нет. Есть сестры, с которыми меньше проблем, меньше напрягов, но любимы мной все до единой. Моя обязательная программа – всем сестрам по серьгам! Все грехи идут от сравнения, никогда их не сравниваю, просто по-отечески забочусь и люблю!
-
– Вытягивают ли насельницы строгий монастырский устав?
-
– Для меня главное – не строгость, а состояние души. Если тяжело – ослабляем бремя. Чувствуем, что способны на большее, добавляем себе послушания и молитвы, праведных трудов (смеется).
-
– А вы лично можете наколоть дров, наносить воды, приготовить пищу? Или это удел вашей келейницы?
-
– По необходимости, конечно, я же мужчина (смеется). Тем более холостяк, всю жизнь не обремененный семьей.
-
– А как вы лечите недуги? Только ли таблетками?
-
– Врач лечит, а Господь исцеляет. Мы предпочитаем натуропатию, гомеопатию, герудотерапию, акупунктуру, точечный массаж, иглорефлексотерапию и многое другое. Устраиваем разгрузочные дни, определяем дни для диет (сидим на кашах). Да и трапеза вечерняя у нас заканчивается в 18 часов. После вечернего богослужения пищу уже не вкушаем, что способствует потере веса, легкости, оздоровлению. Я, например, весил 72 килограмма, а сейчас мой вес держится на отметке 66 кг. Вообще болезнь нам подает сигнал SOS: срочно заняться изменением своих мыслей, поступков и пересмотром жизненных ценностей.
-
– Сигнал бедствия последнего времени – онкология. Почему? За что? Как жить с таким диагнозом православным?
-
– Рак с позиций православия – болезнь священная. Иоанн Кронштадтский говорил: «Рак – не дурак, он приведет к Богу». Онкологически больные люди однозначно обретают Царствие Небесное. И если человеку остается пара месяцев, не больше, следует сказать ему правду в глаза: он должен успеть раздать долги, попросить прощения, сам всех простить и подготовиться к встрече с Богом. Особенно это относится к женщинам: они более суетливы, на их плечах такой груз забот и ответственности, такие стрессы, что иногда Господь через болезнь просит ее остановиться, соприкоснуться с вечностью, подумать о себе в преломлении с Небесами.
-
– Отец Владимир, вы носите пиджаки, брюки, поете народные песни?
-
– Светскую одежду не ношу. Когда рукополагался, не было благословения, потом пошла привычка. А песни пою и русские народные, и советские, и патриотические. Особенно мне по душе песня «По полю танки грохотали».
-
– Сегодня всех патриотов страны интересует вопрос «Спасется ли Россия?»
-
– Отвечу словами старца Николая Гурьянова: «Она не погибала!» От себя добавлю: и не погибнет. Если читать предсказания греческих и русских прозорливцев, Россия выстоит, выдержит, победит, и Господь однозначно останется с Россией.
-
– А война с Сирией все-таки будет?
-
– Всего скорее, нет. Пока вижу только фарс, игру мускулов на лице Обамы и театральные представления политиков.
-
– Ваше жизнеутверждающее пожелание всем читателям «Арзамасской правды»...
-
– В наше сложное время крайне необходимо сохранять бодрость духа, чувство юмора и следить за своим здоровьем. Ангела-хранителя всем! Спаси Христос!
-
Беседовала Н. МИХАЙЛОВА. Фото из личного архива В. Цветкова.
-
О собеседнике
- Владимир Дмитриевич Цветков (в миру) родился в Ленинграде в 1947 году. После школы окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета по специальности «общая дифференциальная возрастная психология». Будучи студентом он и шесть его товарищей потянулись в храм к Богу (впоследствии все стали священниками). Позже отец Владимир прошел заочное
обучение в духовной семинарии и был рукоположен в священники в Псково-Печерском монастыре с принятием целибата. Жил на Кавказе в Каманах (где умер Иоанн Златоуст). Служил в Средней Азии настоятелем собора. Нес пастырское служение в Псковской, Новгородской и Ленинградской епархиях. Три года выполнял послушание в Лавре преподобного Саввы, освященного в Вифлееме, а потом пару лет трудился во славу Божию на Валааме, где был настоятелем женского скита. 9 ноября 2001 года после раскола и разногласий в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга отец Владимир и 20 его духовных чад переехали в Софрониеву пустынь. Отец Владимир Цветков – основатель общества православной культуры имени святителя И. Брянчанинова, писатель, публицист, философ. Говорит на русском, новогреческом, английском языках. Бывал с паломнической миссией в святых местах России, Греции, Израиля, Палестинской автономии, Австрии, Италии, Англии. Имеет духовных чад по всей России и за рубежом, ведет активную миссионерскую деятельность. Проводит в Арзамасе беседы о православном мировоззрении. Так называется и одна из его книг, которую можно приобрести у нас в редакции.
|
|