Наш сегодняшний собеседник – один из старейших священников Арзамаса, клирик церкви в честь апостола Андрея Первозванного, протоиерей Николай Коняшкин. Горячо любимый в народе батюшка. Великий молитвенник. Добрый пастырь. Истинный проповедник... При этом разносторонне развитый человек, которого Господь вознаградил множеством талантов. Сегодня отец Николай в нашем интервью размышляет о жизни, призвании, Божьем промысле, потому как эти темы в дни Рождества Христова – особенно актуальны и значимы.
– Отец Николай, как могло так случиться, что ветеринарный врач, инструктор городского комитета компартии Украины в Крыму, освобожденный секретарь парткома совхоза вдруг решил стать священником?
– Мечта стать священником у меня появилась еще в школьные годы. Когда в 9 классе сделали опрос, кто куда пойдёт учиться и кем станет, я чистосердечно признался, что поступлю в духовную семинарию в Загорске и стану священником. Что тогда было! Меня всем классом стали осуждать, высмеивать, стыдить. Учительница рассказала об этом директору, и все учителя стали мне говорить, что я позорю всю школу, всех их, а также свою мать – передовую телятницу колхоза, коммуниста, члена бюро райкома партии. Да, как я докатился до такой жизни? Подумать только: он решил стать попом! Стыд! Позор! С матерью побеседовал секретарь парткома колхоза и предупредил её, что если сын пойдёт учиться на попа, то её исключат из партии и направят в полеводческую бригаду на разные работы, где деньги в отличие от телятниц и доярок не платят. Мать испугалась: на что же жить будем? Стала умолять меня, чтобы я изменил свое решение. И я её послушался, поступив в зооветеринарный техникум. Годы учёбы, изучение таких предметов, как атеизм, научный коммунизм, история КПСС, сделали свое грязное дело: я на долгие годы забыл про Бога. В 1991 году я переехал жить из Крыма в Нижний Новгород. И всё больше приходил к выводу, что живу неправильно, горжусь не теми ценностями. Вся моя прошедшая жизнь – это лишь суета сует. И только Бог вечен. Последующие два с половиной года прошли у меня в поисках истины и смысла жизни. Потом были встречи с митрополитом Николаем, владыкой Иерофеем и жизнь с Богом.
– Говорят, что Бог действует в этом мире под словом «случай». И что случай – самая неслучайная вещь на свете...
– Когда владыка Иерофей докладывал митрополиту, что я достойная кандидатура для рукоположения в иерея, со мной произошёл загадочный случай, которому до сих пор не могу найти объяснение. В то время в храме бывал и ныне здравствующий юродивый Лёша, который звал меня просто «дядя Коля». Ему говорили, что меня надо называть дьяконом, но он настаивал на своем. Но однажды в обед прихожу в церковную трапезную, Лёша встает и говорит мне: «Садись, батюшка». Человек пять обедающих хором ему заметили: «Лёша, ты в своем уме? Это же диакон». «Нет, это батюшка», – заключил Лёша. Вечером мы узнали, что завтра утром приезжает митрополит и, возможно, рукоположит меня во иерея. Это произошло на Введение во Храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря 1993 года, в день моего 44-летия. Возможно, Господь через юродивого «оповестил» меня о моем дальнейшем призвании.
– Как среагировала ваша матушка, узнав, что вы решили стать священником?
– Когда она узнала, что я бросил работу главным зоотехником, стал петь на клиросе бесплатно и дьяконом бесплатно служить, подумала, что я схожу с ума. А в таком случае реакция у всех женщин одинаковая: слёзы, упреки, ругань… Время было тяжелое: два школьника, мизерная её зарплата библиотекаря, а я уволился! На что жить? Она ведь тоже дитя советского воспитания, которой в культпросветучилище внушали на уроке научного атеизма, что Бога нет, религия – опиум народа, а все попы сумасшедшие.
– Когда она над вами сжалилась?
– Когда я один уехал служить в Починки. Через месяц она решила навестить сумасшедшего супруга. Когда увидела, каким уважением я пользуюсь среди начальства, местной интеллигенции, прихожан, соседей, то сразу сделала вывод, что такого мужа оставлять одного ни в коем случае нельзя – иначе «приватизируют». Хотя со мной этого не могло случиться: при рукоположении во иерея я дал зарок Богу, что никогда не прикоснусь к другой женщине, кроме законной жены. А всем, кто проявил и проявляет заботу обо мне, я безмерно благодарен и всегда молюсь о их здравии.
– Когда вы венчаете молодых, какие даёте им напутственные слова?
– Я всегда говорю: «Любите друг друга, жалейте, помогайте во всем и жертвуйте себя друг другу. Никогда не обижайте друг друга словом, делом, помышлением. Помните: добро, сотворенное вами своей второй половине, как и другим, непременно добром вам и вернется (через других лиц, через другие обстоятельства); и наоборот – зло обернется злом. Не всегда ваша супружеская жизнь будет усыпана розами. Иногда придется ощущать и шипы от роз. Терпите, молитесь, и Господь щедро наградит вас за ваше терпение».
– Как долго вы с супругой ощущали шипы от роз?
– Как только я отдал ей свою первую зарплату, в семье наступил мир. Деньги были, правда, небольшие, но это уже была реальная помощь. Кроме этого прихожане, узнав о моем бедственном положении, приносили картофель, морковь, лук, крупы, муку. А это было большим подспорьем к зарплате священника. Долго она не могла привыкнуть к тому, что муж много времени проводит перед иконами в молитвах, но впоследствии поняла, что долг и назначение священника – молиться за всех нуждающихся. Не случайно нам не разрешается работать, скажем, инженером или каменщиком. Он на протяжении оставшейся жизни обязан служить только Богу и молиться. Что я и делаю до сих пор, а все домашние заботы и хлопоты ложатся на жену. Но она не ропщет, ибо знает, что я, как Евангельская Мария, избрал себе благую часть, которая не отнимется от меня.
– Какова была реакция детей на отца-священника?
– Вначале было простое детское любопытство. Я стал им читать Закон Божий, рассказывать о смысле и значении церковных праздников и Житии святых, порядке церковных служб, им стало интересно посещать храм. С детьми надо заниматься, рассказывать обо всём и наставлять их, причем делать это непринужденно, в виде различных игр, бесед. Не надо забывать и о том, что каждому возрасту присущи свои интересы. Если пятилетний мальчик просит автомат, чтобы пострелять, а девочка – куклу, то купите им. Если в десять лет они просят велосипед или компьютер, дарите. Если в 17–20 лет мальчиков начинают интересовать девочки и, наоборот, это также естественно. В 30–50 лет человека интересуют деньги, богатство, должности, чины, звания (здесь уже включаются реалии нашего мира). А в 60 и более лет начинаешь больше думать о жизни вечной и сокрушаться о грехах своих. Но если эти градации нарушаются и, скажем, 50–60-летний мужчина начинает заглядываться на молоденьких женщин, то это признак того, что ему следует лечиться (у земных врачей и у небесных).
– Кто у вас дома глава семьи?
– У нас в доме нет главы семьи и никто ни под кого не подстраивается. У каждого свои конкретные обязанности. Матушка является хранительницей домашнего очага. Она готовит пищу, создает в доме чистоту и уют, а я большинство своего времени посвящаю молитве.
– Ваш идеал красоты православной христианки... Что бы вы, пользуясь случаем, хотели донести до современных женщин?
– Если вы не замужем, идёте на вечеринку, чтобы понравиться одинокому мужчине, надо выглядеть красиво, чтобы обратить на себя внимание и понравиться. А если вы идёте в церковь, то зачем красите губы, надеваете на себя привлекательные наряды, делаете пышные прически? Вы же идёте к Богу; идёте к нему со своими проблемами и душевной болью. Греха в этом нет, только элементарное человеческое безрассудство. А идеал красоты – это красота внутренняя, исходящая из самого сердца. Когда от женщины исходит свет, она красива!
– Может ли иметь священник увлечения, хобби?
– Священник такой же земной человек и должен быть разносторонне развитым. Увлечения, хобби могут быть и у батюшки. Я в одно время занимался искусственным выведением цыплят, затем разведением пчёл, рисованием, вышиванием, изучением компьютера, стенографией и многим-многим другим. Считаю, это вполне нормально. Что в этом плохого?!
– Вам чуждо что-нибудь человеческое?
– Не чуждо. Веселие, удовольствия, развлечения, красота не запрещены для простых людей. Но как же сам пастырь, мрачно осуждающий все, кроме благочестия в узком его смысле, кроме богослужения, кроме «душеспасительной» литературы, сможет понимать свою паству? Священник, расценивающий музыку, театр, выставки картин и литературу как злые чары дьявола, никогда не поймет своей паствы, живущей этими интересами. Паства будет только бояться и сторониться такого батюшки, страшась на каждом шагу его осуждения и строгого окрика.
– А как действует Господь в этом мире? Вот говорят, Бог помог, подсказал, направил!
– Здесь многое еще для нашего разума необъяснимо. Ведь мы не видим и радиоволны, и волны сотовой связи, и магнитное поле, и биополе человека. Но всё это есть и никто в существовании всего этого не сомневается.
– Какова роль церкви в современном обществе?
– Роль Церкви в любом обществе – приводить людей в соприкосновение с Богом. Православная Церковь всегда играла созидающую роль. Она укрепляет государственные, общественные и семейные отношения. Осознавая это, институты власти идут сегодня на обоюдовыгодное сотрудничество с церковью. Когда грех становится нормой поведения, общество перестает быть жизнеспособным. Грех разрушает личность человека. Это не моя или чья-то выдумка – так сказал Бог. И не просто сказал – он так создал человека таким, что грех разрушает его личность, хотим мы этого или не хотим. А это означает разрушение целостности общества, жизнеспособности человеческой цивилизации или конец света.
– А что такое конец света и когда он наступит?
– Конец света – это состояние общества, когда зла будет больше, чем добра. В апостольском послании сказано, что есть нечто, что удерживает человечество от конца света. И это нечто есть добро. А значит всё, что служит добру, – есть удерживающий фактор конца света. Пока на Земле добра больше, чем зла, у цивилизации есть жизненный потенциал. А если зла будет больше, это погубит человеческую цивилизацию и приведет мир к концу.
– Православный мир празднует Рождество Христово. А как лично вы встречаете этот праздник?
– Лично для меня путь к Рождеству Христову начался с 28 ноября (начала Рождественского поста) и продолжился до 7 января. За этот период я старался правильным постом очистить свою душу, чтобы с чистым сердцем благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, к чему и призываю свою паству.
Праздник Рождества Христова напоминает нам об одной из величайших тайн христианства: сначала люди спасли в этом мире Бога, а потом Бог спас мир. Пусть же Рождество Христово побудит нас быть соработниками Бога. И тогда радость Рождества Христова, радость тех, кто радовался с Ним: и пастухов, и волхвов, и, конечно, Святого Семейства, – станет подлинной нашей радостью. Всем желаю здравия и долгоденствия, мира и спокойствия в их семьях!
Беседовала Н. МИХАЙЛОВА.
Фото из личного архива протоиерея Н. Коняшкина.
О собеседнике
Н. Ф. Коняшкин родился в 1949 году в селе Салазгорь Торбеевского района Мордовии. После окончания средней школы поступил в ветеринарный техникум, а затем на ветеринарный факультет Ульяновского сельскохозяйственного института. Работал главным ветеринарным врачом совхоза, заочно учился в аспирантуре в Москве, писал кандидатскую диссертацию. С 1976 по 1991 годы жил в Крыму, работал заведующим производственной лабораторией Крымского областного рыбокомбината, инспектором по закупкам и качеству сельхозпродуктов, инструктором горкома партии, освобожденным секретарем парткома. В 1991 году переехал в Нижний Новгород, где работал ихтиопатологом (врачом по болезням рыб), а затем главным зоотехником колхоза в селе Архангельское Шатковского района. В 1993 году рукоположен во диакона, а через месяц – во иерея и направлен в районный центр Починки настоятелем храма «Всех Святых». В январе 1997 года переведен в Арзамас, где по октябрь 2005 года являлся штатным клириком Арзамасского собора, а с 2005 года по настоящее время – штатный клирик церкви Андрея Первозванного. В 2008 году за усердное служение святой Церкви ко дню Рождества Христова награжден правом ношения наперсного креста. А в 2011 году согласно Указу Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по представлению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия удостоен сана протоиерея. Жена Евдокия Тихоновна – пенсионерка. Дети Александр – учитель, Андрей – работник сферы торговли.