В 2012 году Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара был реорганизован и включен в состав Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Возглавлять самый большой филиал ННГУ было доверено молодому и перспективному ученому, выпускнику физического факультета ННГУ имени Н.И. Лобачевского Александру Игоревичу Малышеву. Личность в нашем городе новая, интересная. В преддверии Дня российского студенчества мы решили с ним встретиться и поближе познакомиться. Он оказался открытым, добрым, веселым, с удовольствием ответил на все наши вопросы.
– Александр Игоревич, в нашем городе вы относительно недавно, какое впечатление сложилось о нём и о людях, появились ли любимые места? Бывали ли в Арзамасе до того, как были назначены на должность директора?
– Скоро будет два года, как я в Арзамасе. До того, как начал работать, бывал здесь дважды: один раз проездом, другой – в далеком 94-м году, была экскурсия по городу, из которой запомнился музей А.П. Гайдара. Бывает настроение – прогуливаюсь по парку, иногда семью сюда привожу, летом приезжали на День города, тоже гуляли в основном по парку да по ближайшим улицам. Как правило, когда сюда приезжаю, работать приходится часов до восьми, после этого сил остается только на то, чтобы дойти до дома.
– Как складывалось все в самом начале?
– Я появился здесь в тот момент, когда пединститут только-только присоединили к университету. Понятно, что поначалу здесь было много проблем, связанных с непониманием, а где-то и неприятием новых требований и правил. В то же время руководство ННГУ понимало, что до реорганизации АГПИ являлся полноценным вузом и обладал своими добрыми традициями и устоявшимися порядками. В этой связи актуальной задачей того периода работы явился переход коллектива на новые формы и содержание работы в условиях аккуратного и уважительного отношения к имеющемуся историческому наследию вуза. Этому и был посвящен практически весь 2013 год. А уже к концу 2014-го некоторые сотрудники сами отметили, что год прошел гораздо спокойнее, и работа оказалась заметно продуктивнее, чем в предыдущем.
– Самому приходится преподавать? Как налаживаете контакт со студентами? И какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать хороший педагог?
– Да, на четверть ставки по-прежнему являюсь доцентом кафедры теоретической физики на физическом факультете головного вуза, учу студентов, но гораздо в меньшем объеме, чем раньше (у меня было много предметов, теперь осталось два спецкурса). Думаю, одно из основных качеств хорошего педагога – внимательное и уважительное отношение к студентам, а также умение признавать свои ошибки, свою неправоту. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Преподаватели тоже люди, а людям свойственно ошибаться, это нужно уметь признавать. Если студенты это чувствуют, они охотно идут на контакт. Понятно, что за время работы возникали разные ситуации – были такие студенты, которые довольно мало появлялись на занятиях, но я – человек, готовый многое понять, пойти навстречу.
– Легко ли вам поставить «неуд»?
– Для меня неудовлетворительная оценка студента – это некое личное огорчение, потому что во многих случаях «неуд» ставится студенту, который не заинтересовался предметом и не хочет его понимать. С другой стороны, понимаю, ну не всем может быть интересен мой предмет. В этой связи, если я вижу, что студент старается, хочет освоить материал, пытается разобраться, я готов ему помогать. И двойку такому не поставлю. Но уж если ситуация безнадежна, и не за что зацепиться, ставлю «неуд».
– С чем связан выбор вашей научной деятельности?
– Мои родители учились и познакомились на физическом факультете, и когда у нас в 7 классе началась физика, я сразу понял – это мое, я пойду на физический факультет. В общем, у нас династия. Чуть позже, классе в 9-10-м захотел не просто на физический факультет, а на конкретную кафедру теоретической физики, которая меня больше привлекала, чем работа с каким-то оборудованием. На физфак пришел абсолютно осознанно, больше никуда и документы не подавал. В школе гуманитарные дисциплины не очень давались, а на физфаке были только любимые предметы, и я получал удовольствие от того, что занимаюсь тем, что мне интересно. Ну а потом на старших курсах начались элементы научной работы, появились и мысли, что в дальнейшем стоит посвятить жизнь науке. Теоретическая физика учит определенным алгоритмам, способу мышления, и это самое главное, она помогает в решении и технических, и жизненных задач, даже в быту физико-математическая логика бывает полезна.
– Пользовались ли вы в студенческие годы шпаргалками?
– Вот шпаргалок у меня не было никогда. Было, наверное, случая два, когда я воспользовался собственной тетрадкой, подглядывал туда, чтобы дать ответ. Один из таких случаев – экзамен по Отечественной истории в самую первую сессию (смеется). Сейчас-то я понимаю, что даже если дать очень хороший ответ преподавателю на экзамене, он всё равно увидит, понимаешь ты предмет или нет и насколько.
– В общественной жизни вуза участвовали? Не мешает ли она учебе?
– Мне она никогда не мешала, потому что удавалось разграничить время. Этой деятельностью на факультете я стал заниматься на втором курсе, когда познакомился с ребятами из актива. В те годы это были дни факультета, дни первокурсника, «Студенческая весна». Приходилось и на сцене выступать, и писать сценарии, было интересно и то, и другое. Всегда был в центре организации всех мероприятий – это расширяет кругозор и круг общения. Это, безусловно, повлияло и на мое назначение в 2003 году заместителем декана по воспитательной работе, которым я проработал почти 10 лет до перевода в Арзамас.
– На кого бы порекомендовали равняться современной молодежи?
– Это проблемный вопрос. Отсутствие четкой национальной идеи и положительных героев сказывается. На кого равняться сейчас, сказать крайне трудно. Возьмем в качестве примера современные фильмы. Недавно посмотрел «Географ глобус пропил», от просмотра которого остался довольно тяжелый осадок и даже некоторое раздражение. В фильме я не увидел ни одного положительного героя, которому хотелось бы сочувствовать, которого хотелось бы уважать, которому хотелось бы подражать. Чему научат молодежь подобные фильмы? Я не знаю. Другое дело – хорошие, добрые советские фильмы, к которым отношусь с огромной симпатией, вот там были герои.
– Сами к чьим советам прислушиваетесь?
– Вы знаете, в разные периоды жизни на меня оказали влияние разные люди, которых мне повезло повстречать на своем пути. Я их уважаю, прислушиваюсь к их мнению, у каждого есть чему поучиться. Жаль, что не всегда бывает возможность оперативно обратиться к ним за советом.
– Как вы считаете, какие вещи в жизни должны оставаться неизменными?
– Я бы сказал, что очень важно быть честным с самим собой. В жизни мы встречаемся с разными людьми, сталкиваемся с разными ситуациями, принимаем решения. Но если человек будет честен с самим собой, ему никогда не будет стыдно за то, что он сделал что-то не так, он всегда будет в состоянии объяснить, почему поступил именно так, а не иначе.
– Чем вас можно рассердить?
– Рассердить могут многие вещи, но особенно некомпетентность. Когда человек некомпетентен в каком-то вопросе, но авторитетно пытается этот вопрос решать, – это раздражает.
– Как боретесь с плохим настроением?
– По-разному. Все зависит от степени испорченности настроения. В основном помогает игра на гитаре, прослушивание музыки или просмотр старого знакомого доброго фильма. Стараюсь переключиться на что-то позитивное.
– Много путешествуете?
– В основном приходится ездить по России. Несколько раз отдыхали с семьей на юге. Что касается дальних путешествий, довелось побывать в Соединенных Штатах, но это поездка была по работе с образовательной целью. Получилась она очень насыщенной, потому что удалось побывать на обоих побережьях этой большой страны и впитать массу впечатлений. Одно дело – как об американцах говорят в различных СМИ у нас, другое дело – пообщаться с ними, узнать их образ жизни. Запомнилось из поездки то, как решены многие проблемы в бытовом плане. Например, для людей с ограниченными возможностями или для родителей с детскими колясками перемещение по городу там не является проблемой: перед каждым перекрёстком плавные спуски (никаких ступенек и высоких бордюров), лифты при входе в здания, лифты для спуска с улицы прямо на платформы метро. У нас же этого нет.
– Бытует мнение, что лучшие повара – мужчины. Вы дома что-нибудь готовите?
– С тех пор, как оказался вдали от семьи, готовить стал гораздо реже, а так периодически отдыхаю душой – могу суп сварить, блинчики пожарить.
– Чтобы добиться успеха, надо …
– Здесь вопрос в том, что понимать под словом «успех». Для многих людей успех – это хорошая машина, квартира, может, даже не одна, то есть в первую очередь материальное благополучие. Для других – некое признание своих заслуг, качеств. Что касается успеха в материальном плане, я могу сказать одно – к нему никогда не стремился, такой успех мне не интересен. Деньги сегодня есть, а завтра их может и не быть, всегда к этому относился философски. Что касается успеха в плане признания, то повторю то, что я говорил выше: тут главное – быть честным с самим собой.
Беседовала К. ПОЛУШКИНА. Фото автора.
О собеседнике
Александр Игоревич Малышев родился 1 октября 1978 года в городе Бор Нижегородской области. В 2001 году окончил физический факультет Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, остался там работать, в 2006 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Преподавать начал еще будучи студентом, потом уже в должности ассистента, старшего преподавателя и доцента. Женат, воспитывает сына. Семья – в Нижнем Новгороде, а это нелегко – приходится буквально разрываться между двумя городами. Окончил в детстве музыкальную школу по классу скрипки, наверное, поэтому предпочтение отдает классической музыке, но есть и достаточное количество современных исполнителей, которых может послушать, но только не отечественную эстраду. Лучший отдых – никуда не торопиться, при этом не важно, чем заниматься. Литературные предпочтения – последнее время фантастика, но из-за загруженности на работе проводить время за чтением книги приходится редко.