|
-
Сегодня мы поговорим о ключевом значении человеческого капитала, кадровой и инвестиционной политике предприятия, проблемах в отрасли с заместителем генерального директора ЗАО «Арзамасский хлеб» В. Крайновым.
-
- – В чем особенность кадровой политики ЗАО «Арзамасский хлеб»? Ведь динамичные перемены в коллективе должны сопровождаться мобильной активностью персонала.
- – Это очень сложная тема. Самый главный мотив сотрудника – отвечать требованиям работодателя при любых обстоятельствах! Очень важно обозначить этот мотив и понять его суть. Я разделяю мотивацию персонала на материальную и нематериальную. Сегодня роль материальной мотивации растет – эффективность сотрудников очень сильно зависит от материального стимулирования. По-видимому, это отражение сегодняшнего времени. Хотя я считаю, что значимость нематериального стимула просто недооценивается руководителями (среднего и высшего звена). Каждый сотрудник желает быть значимым. Это свойство каждого человека. Любой сотрудник желает работать в команде единомышленников, в команде, ориентированной на развитие. Каждый желает лично участвовать в любой реорганизации или в обсуждении общей проблематики даже мелкого вопроса. Каждому необходимы должные взаимоотношения с руководителем, необходимы комфортные и безопасные условия труда и отдыха. В итоге именно от компетентности руководителя зависит нематериальная мотивация. Но многие руководители об этом совершенно забывают, хотя это очень простые вещи. Зачастую у наших партнеров приходится наблюдать игнорирование нематериальных факторов в управлении персоналом. Многим присуща мещанская позиция по отношению к персоналу, основанная на ярко выраженном чувстве власти и получении от нее удовольствия.
- Мы считаем, что этот вариант неперспективен. Мы стараемся использовать по максимуму нематериальные факторы в мотивации персонала. Это помогает нам сплотить вокруг себя команду, ориентированную не только на заработок, но и на реализацию своих возможностей, своего развития. Команду, которая умеет смотреть в будущее и не жить сегодняшним, а еще хуже вчерашним днем.
- Способность и желание культивировать процессы, протекающие вокруг себя, – отличное качество для перспективного сотрудника. Сегодня мы наблюдаем готовность многих работать в таком формате. Это радует. Радует, что проходят времена, когда сотрудники приходили за быстрыми и легкими деньгами, надеясь на представленную нам рекомендацию или ходатайство. Персонал – это наша ценность! Мы стараемся объ-единять вокруг себя сотрудников честных, инициативных, лояльных, профессионально подготовленных и готовых к развитию и обучению.
- – На что направлена инвестиционная политика предприятия? Какие перспективные вложения ожидаются в краткосрочной и среднесрочной перспективах?
- – Инвестиции необходимы для реализации приоритетных направлений развития бизнеса. С одной стороны, инвестиции по определению – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. С другой стороны, специфика отрасли не позволяет нам вырабатывать план работы более чем на 5 лет. Дело в том, что в хлебопекарной отрасли величина риска инвестирования складывается из целого набора факторов: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, экологического. Поэтому долгосрочные инвестиционные проекты мы не используем.
- Что касается среднесрочных перспектив, то здесь мы гордимся тем, что используем реальные материальные инвестиции наравне с нематериальными активами. Наши материальные инвестиции направлены на улучшение качества продукции и повышение производительности труда, на совершенствование логистики, сервиса и продвижение. Нематериальные активы – это прежде всего развитие персонала (воспитание, образование, наука). Сегодня именно человеческий капитал определяет успех бизнеса, и этот фактор невозможно игнорировать. Кроме того мы вкладываем большие средства в информационные технологии, патенты, лицензии, товарные знаки.
- – Сегодня активно продаются и покупаются хлебопекарные производства. С чем связана эта активность? Есть ли у ЗАО «Арзамасский хлеб» планы по слиянию или поглощению?
- – Потребление хлебобулочных изделий снижается. Это официальная информация Росстата. Каждый производитель данной группы товаров ощущает такую отрицательную динамику. При падающем спросе растет конкуренция. Это естественный необратимый процесс. Активность конкурентов способствует снижению рентабельности участников рынка, что в свою очередь снижает инвестиционную привлекательность отрасли. «Барьер входа» на хлебный рынок на достаточно низком уровне. Это подталкивает предпринимателей на открытие хлебобулочных производств. Но здесь и кроется та ловушка, в которую многие попадаются. Ни одна развитая пекарня не составит достойной конкуренции хлебокомбинату. Не потому, что там менеджмент некомпетентен, а вследствие специфики спроса и качественных характеристик продукции, востребованной основной массой потребителей. Даже если мы с многолетним стажем работы в нашей отрасли откроем пекарню, например, в Саранске, то никогда не сможем серьезно «подвинуть» местный хлебокомбинат. Себестоимость у пекарни будет всегда выше, чем у промышленного производства.
- Почти все пекарни работают на электрических шкафах, применяемых для расстойки теста, и печах. Это непозволительно при условии необходимой на рынке низкой цены. Хлебокомбинаты прошли газификацию еще в далеком прошлом, и теперь энергетические затраты на производстве не превышают 3 процентов. А сколько стоит газификация производства многие знают не понаслышке.
- Необходимо также принимать во внимание условия строгого контроля со стороны множества контролирующих органов, требовательность которых в последние годы очень выросла. Мы считаем, что работать с минимальными объемами производства (объем небольшой пекарни) можно либо при условии несоблюдения действующего законодательства (опальный вариант ведения бизнеса), либо с нулевой рентабельностью, но являясь фактором дополнительного конкурентного преимущества смежной деятельности. Я имею в виду пекарни при супермаркетах, задача которых обеспечить наличие в магазине горячего хлеба, что, несомненно, активизирует покупательную способность. Таким образом, продаются пекарни, так как они низкорентабельны или убыточны. Покупаются или создаются, так как «барьер входа» очень низкий.
- Что касается слияний и поглощений, мы пока не планируем слияние с нашими партнерами, хотя предложения в недавнем времени поступали. К поглощению мелких производств мы готовы, так как доля продаж на рынке юга Нижегородской области растет, а значит, слабеют наши конкуренты.
- – Мы многое узнали о позитивных моментах в деятельности коллектива. А какие проблемы существуют?
- – Повторюсь... Во-первых, это падение спроса. Во-вторых, высокая зависимость от административного ресурса в части формирования ценовой политики. Мы отлично понимаем, что хлеб – продукт социального значения. Цена на хлеб все еще активно обсуждается среди граждан. Хотя мы наблюдаем, что определенная доля покупателей даже не знает, сколько стоит хлеб, и даже не интересуется этим. Это отлично прослеживается при опросах покупателей в магазинах.
- К сожалению, мы вынуждены систематически работать в условиях «замороженных» цен на хлеб. Все составные части себестоимости растут, а мы зачастую не имеем возможности реагировать на это. Вследствие такого ценообразования развитие любой деятельности либо сильно замедлится, либо остановится. Причем, как правило, это происходит внепланово, и обязательства, взятые предприятиями, не выполняются в должном объеме. А слабым производствам это грозит банкротством.
- В-третьих, это активная конкуренция. Рынок падает, и никому не выгодно падать вместе с ним. Все друг у друга пытаются отобрать долю продаж. Кстати, зачастую неадекватными способами, что мы сегодня не без доли сарказма наблюдаем в действиях конкурентов.
- Я перечислил три главные проблемы. Остальные являются их следствием. Слишком долго их комментировать, да и какой смысл говорить о проблемах, мы их решаем. Это наша задача, и никто кроме нас этим заниматься не будет. Мы знаем, как наши проблемы решать. Вопрос сегодня стоит в возможностях их решения. А возможности ограничены. Хотя с этой данностью сталкиваются почти все хозяйствующие субъекты.
- – Как у топ-менеджера успешного предприятия у вас есть чувство социального оптимизма в текущем году?
- – Оптимизм, конечно, присутствует! Я не сторонник концентрации только на проблемах, которые меня и наше общество окружают. Проблемы были, есть и будут, важно направлять усилия на решение этих проблем, а не на бесконечное обсуждение и поиск виновных. Что толку заниматься формированием пессимистических настроений? Это деструктивный процесс, только ухудшающий положение дел. Да и позиция в отношении существующих минусов должна быть взвешенной и обдуманной, основанной на детальном анализе всех объективных факторов, повлекших ее возникновение. Предчувствия относительно 2012 года в плане нашей деятельности носят позитивный характер. Изменения в стране, которые я прогнозирую, будут проводиться и обязательно принесут только положительные результаты.
-
Н. АНАТОЛЬЕВА.
|
|