Современная гуманитарная академия занимает особое место в системе образования. Уникальность вуза в том, что он является новатором в области дистанционного обучения. Благодаря сети филиалов, которые расположены по всей стране, процесс получения качественного образования доступен и удобен. Как известно, нет предела совершенства, в том числе и в сфере дистанционного обучения. Об этом наш разговор с директором Арзамасского филиала СГА доцентом Т. Л. Дмитриевой.
– Татьяна Львовна, многие рады были бы получить столичное образование, не выезжая в базовый вуз?
– Конечно. Все жители нашей страны имеют право на получение знаний. Благодаря развитию информационных технологий и спутниковых систем дистанционное электронное обучение стало доступной и удобной формой получения образования в максимально комфортных условиях для студента: непосредственно в месте проживания, при наличии гибкого графика и программы обучения. Говоря простым языком, в образовательную систему внедрены интеллектуальные роботы, которые планируют образовательный процесс, обучают, следят за тем, как студент осваивает учебный материал.
– Новая система предполагает отсутствие больших аудиторий, кампусов, общежитий… Как такое возможно?
– Как уже говорилось, современный вуз может учить студента на месте проживания и по индивидуальному плану. Студенты могут работать с любого компьютера (ноутбука, планшета, смартфона). У каждого обучающегося в интернете своя «Личная студия». Весь учебный материал разбит на модули, на каждый из которых подготовлены виртуальные лекции. Но студент не один на один с материалом: автоматизированная система контроля зафиксирует тот факт, что лекция прослушивается. Но это еще не все: электронный робот проверяет, как учащийся усваивает материал: задает ряд вопросов, на которые необходимо ответить, а если не ответил – лекция начинается сначала.
– А как же преподаватели? И не тормозит ли такая форма обучения развитие устной речи обучающихся?
– Главное занятие студента – обязательное выполнение всех учебных заданий. А чтобы обучаться дистанционно, нужно быть самостоятельным, ответственным, уметь распределять свое время и нагрузку. Прочитанное надо законспектировать, составить глоссарий, сделать логическую схему, подготовить реферат, устный доклад, курсовую работу и другое. Все письменные работы проверяются не только на плагиат, но и по таким критериям, как профессионализм, орфографическая грамотность, стилистика.
Компьютерные программы взяли на себя организационные, обучающие, тренинговые, проверяющие функции, а преподаватели выступают в качестве арбитров, модераторов. Они непосредственно разрабатывают контент учебных продуктов, осуществляют научное руководство, консультирование с использованием телекоммуникаций. А что касается развития ораторского искусства, то вуз, конечно же, практикует доклады, устные экзамены, вебинары- дискуссии на заранее заданную тему в режиме онлайн. Такую форму, как видеоконференция, тоже никто не отменял.
– А зачем тогда академии нужны структурные подразделения, в частности, наш Арзамасский филиал?
– Все филиалы, в том числе и Арзамасский, предоставляют обучающимся доступ к информационно-образовательным ресурсам академии. На сегодняшний день ряд филиалов не ведут образовательную деятельность. Образовательный процесс целиком и полностью ведется из Москвы. Филиал является как бы связующим звеном между академией и студентом, обеспечивает получение и передачу информации и документов, выполнение технических и организационных мероприятий, направленных на создание условий качественного проведения промежуточной аттестации, включая идентификацию обучающихся академии. Все контрольные процедуры студенты проходят на сервере базового вуза с помощью программных средств.
– Понятно, что контрольные, курсовые работы студенты сдают, сидя за электронными носителями, а выпускные экзамены?
– Итоговая аттестация проходит непосредственно в Москве. Студенты сдают государственные экзамены, защищают дипломные работы в базовом вузе. В июле завершается итоговая аттестация для выпускников – «лето-2014» (бакалавров, магистров) по направлениям: юриспруденция, психология, экономика, информатика, менеджмент. После успешной сдачи выпускных испытаний все они получат диплом государственного образца.
– Насколько доступно сегодня столь инновационное образование?
– Стоимость обучения для нашего региона ниже, чем в Москве. Она устанавливается ректором академии с учетом социально-экономической специфики, текущих и прогнозируемых затрат адресно по каждому региону или населенному пункту. Для жителей г. Арзамаса и юга Нижегородской области она удерживается на приемлемом и доступном уровне.
– Несколько слов о программе СГА «Два диплома»...
– Это международный образовательный проект, благодаря которому студенты академии имеют возможность получить одновременно образование в двух вузах – СГА и в одном из ведущих вузов Польши (Сопотская Высшая школа и Университет Экономики в Быдгощи). Всего за 4 года по очной форме обучения можно получить два независимых диплома о высшем образовании по разным специальностям и трудоустроиться в любой стране Евросоюза.
Подробно об этом можно узнать на сайте WWW.MUH.EDU.PL. А открыть виртуальную дверь в мир образования без границ можно на сайте WWW.MUH.RU.
Беседовала Н. Рогова. Фото автора.