Сложная экономическая ситуация в стране, связанная с санкциями и падением рубля, волнует сегодня всех без исключения арзамасцев. Поэтому к нам в редакцию периодически поступают звонки с вопросами, дескать, цены-то растут, скоро и на хлеб с молоком не хватит, чего ждать? Мы встретились с заместителем генерального директора ЗАО «Арзамасский хлеб» В. А. Крайновым и побеседовали с ним о проблемах сегодняшнего дня и тех сложных задачах, которые периодически «задает» жизнь Арзамасскому хлебокомбинату.
– Владимир Алексеевич, в связи с повышением доллара и евро на хлебокомбинате упали объемы производства?
– Данные факторы, на наш взгляд, не влияют на объем потребления хлебобулочных изделий. Подтверждением этому является стабильная динамика спроса в последние месяцы. Ежегодно в конце 3 квартала начинается сезонное снижение спроса на хлеб на нашей территории на 7–10 процентов. Этот период пройдет до марта-апреля следующего года. Если анализировать реализацию по отношению к прошлому году, то мы идем с плюсом в четыре процента.
– Наших читателей волнует главный вопрос: в связи с ростом валюты повысятся цены на хлебобулочные и кондитерские изделия?
– Начиная с сентября этого года мы получаем уведомления от наших поставщиков о повышении цен на сырье и материалы. Далеко не по всем позициям номенклатуры можно увидеть причину в росте курсов иностранных валют. Спекуляция – налицо. К сожалению, эта позиция влияет на себестоимость производства. Рост цен на сырье и материалы произошел в среднем на 10 процентов за последние 3 месяца. Естественно, нас это подталкивает к повышению цен на свою продукцию, но мы сдерживаем данный процесс, потому как крайне не заинтересованы в росте цен на хлеб. Нам удобнее работать в условиях стабильной себестоимости. Если такая ситуация с ценами продлится еще 2 месяца, то мы изменим цены на хлебобулочные изделия в сторону увеличения на 7–10 процентов.
– Что в большей степени повлияет на повышение цен – увеличение стоимости муки, ингредиентов, ГСМ, энергоносителей?
– Основной причиной является рост цен на муку, сахар, масло-маргариновую группу, ГСМ. Напомню, что индексация заработной платы работников предприятия тоже оказывает немалое влияние на наши издержки. Мы не можем игнорировать этот фактор. Работодатель должен учитывать инфляцию и поддерживать уровень заработной платы работников на должном уровне. В этом году мы активно индексировали оплату труда в технических службах и транспортной логистике.
– Отношения с Федеральными торговыми сетями в результате санкций и падения курса рубля улучшились, ухудшились, как-то поменялись?
– В данный момент активно проходит договорная кампания на 2015 год. Потребности сетей все те же. Безлимитный возврат, увеличение скидок, активизация промо-табеля, доставка точно вовремя с ужесточением штрафных санкций за задержки – это стандартный набор требований наших клиентов. С высоты многолетнего опыта мы относимся к этому нормально. Стараемся находить компромисс. Розничной торговле, по моему мнению, совсем не составляет труда отреагировать на изменение входных цен. Если производителям этот вопрос необходимо согласовывать с клиентами, то магазины покупателей не спрашивают – повышать цены или нет. На поступивший товар по новой цене меняется розничный ценник.
– Хлеб – основной продукт потребительской корзины. Находите ли вы взаимопонимание в ценовой политике сегодняшнего дня с властями всех уровней?
– Наше предприятие помимо того, что производит социальный товар, является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Наша деятельность регулируется множеством правил и норм местного, регионального и федерального законодательства. Деятельность ЗАО «Арзамасский хлеб» предельно прозрачна. В ходе мониторинга за последние годы нарушений в ценовой политике не выявлено. Попыток регулирования цен на хлеб со стороны администрации – как города, так и региона – мы не наблюдаем. В свою очередь не повышаем цены более чем на 10 процентов в год.
– Скажется ли грядущее повышение цен на ассортименте продукции? Не сузится ли ассортиментный перечень?
– В данный момент мы готовим некоторые предложения для покупателей, предпочитающих экономить на хлебобулочной продукции. Думаю, оно будет востребовано. Но всё же продолжаем наблюдать рост продаж на мелко-штучные изделия, цены которых в пересчете на килограмм далеко не низкие. И в среднесрочной перспективе эта динамика сохранится. Мы стараемся удовлетворить спрос самых разных групп потребителей. Если спрос будет меняться, то мы будем меняться вместе с ним. Произвести и реализовать продукт с низкой ценой куда проще, чем работать с высокой требовательностью к качеству продукта ввиду его относительной дороговизны по отношению к аналогичным позициям.
– Владимир Алексеевич, чем чревата для России почти полная международная изоляция в плане экономического развития? Как вы считаете, все ли заводы выживут, выстоят, ведь многие закупают импортные комплектующие?
– Думаю, что полной экономической изоляции не произойдет. Благодаря тому, что за последние двадцать лет взаимодействие российских компаний с иностранным капиталом активно развивалось, полностью порвать эти связи практически невозможно. Слишком велика сегодня экономическая составляющая в процессе принятия решений во внешней политике государств. Тем более что не все государства инициируют переформатирование отношений с РФ. Возможно, объем выпуска некоторых категорий товаров уменьшится, но резкого сокращения не будет наблюдаться, по моему мнению. Но даже если и начнет осуществляться негативный сценарий, то, во-первых, это должно нас подвести к мобилизации резервов (я имею в виду создание отечественных аналогов товаров и услуг), во-вторых, это приведет к ухудшению ситуации в странах-инициаторах таких отношений, что, в свою очередь, будет способствовать возврату к взаимовыгодному сотрудничеству. Только благодаря союзной форме взаимодействия можно обеспечить положительное развитие как отдельного человека, так и целых государств.
Беседовала Н. МИХАЙЛОВА. Фото из архива ЗАО «Арзамасский хлеб».