|
-
-
«Из обломков суеты земной я построю вновь тихую обитель...» Эти строки всплыли в памяти, когда мы ранним субботним утром мчались на санях в Софрониеву пустынь, спрятавшуюся в глубине дремучих Коваксинских лесов.
-
Вот уже десять лет обитель является местом паломничества. Люди идут сюда в основном пешим ходом, преодолевают километры по непогоде и бездорожью, иногда переходят реку вброд, шагают по высоким сугробам, бывает, едут на лошади вместе с сестрами к утренней службе, а многие остаются здесь надолго, чтобы потрудиться во славу Божию. Что заставляет народ вставать ни свет ни заря и совершать паломничество в такую даль, отказываться от удобств и комфорта мирской жизни? Многие побывавшие там паломники полностью согласны с мнением, что Бог – не в громе и молнии, не в роскоши и земной красоте, а в безмолвии, простоте и тихом веянии ветерка. Туда едут творить соборную молитву, там ощущают присутствие Божие, обретают благодать, получают утешение и разрешение жизненных проблем.
-
- Приехали и мы в святое место. Побывали все равно что дома. Служба длилась долго (была родительская суббота), но от этого нам было только радостнее. Мы молились вместе с сестрами (сегодня в пустыни их четырнадцать) и с тремя священниками: протоиреем Владимиром Цветковым, игуменом Вениамином (он приехал в обитель из Санкт-Петербурга) и архимандритом Серафимом (из Баку).
- Постная трапеза в Софрониевой пустыни была вкуснее любых деликатесов, а беседа с настоятелем пустыни протоиереем Владимиром Цветковым затянулась до самого вечера и легла бальзамом на наши души. Батюшка вспоминал, как десять лет назад почитаемый на Украине святой Софроний привел их в эти места по благословению Божию, как местные жители называли их католиками, которых опекает Америка, как в первое Рождество на арзамасской земле нечем было разговляться кроме карамелек «Малина со сливками», как почти сразу же сгорело старое здание домовой церкви. Всё это и многое другое здесь приняли с радостью и благодарностью как из рук Божиих. Нет искушений, нет благодати», – говорит отец Владимир, чем укрепляет нашу веру.
- – У нас отсутствуют электричество, газ, нет центрального отопления, – продолжает свой рассказ батюшка. – И не надо! Иначе мы подтянем сюда телевизоры, холодильники, компьютеры и мобильную связь, а значит оскудеет молитва. А еще мы не едим мяса, не пьем вина, у нас сухой закон, в общем, аскетический образ жизни, как и в любом монастыре. Что нужно монаху для полного счастья? Ничего, кроме обретения Царствия Небесного. А чтобы его обрести, нужно здесь, во временной земной жизни, многое претерпеть, перестрадать, во многом себя ограничить, чем потом страдать вечно.
- ...Жизнь Софрониевой пустыни протекает тихо, размеренно. Сейчас в обители – время усиленной молитвы и тяжелых физических трудов. Полным ходом идет строительство, поэтому шум стройки и ремонтные работы нарушают безмолвие святого места и льющееся из окон домового храма песнопение. Насельники готовятся к встрече светлого Христова Воскресения, ожидают и важного для обители события – канонизации батюшки Софрония Русской Православной Церковью. А вот дорогу здесь строить не собираются. Настоящий паломник, говорит отец Владимир, преодолеет все препятствия, встречающиеся на его пути, его Господь приведет. Поэтому разбитая колея – это все равно что тест на прочность: если есть Божье благословение, дойдет человек. Помните восточную мудрость, каждый гость от Бога. Вот она лучше всего подходит к Софрониевой пустыни.
- Сгущались сумерки, а мы продолжали на батюшкиных уроках набираться мудрости.
- Пожар... Он болью отдается в сердце любого мирского человека. А отец Владимир спокойно рассуждал на эту тему. «Пустыньку отстояли, – говорит, – летом, а вот строящимся подворьем в Коваксе пришлось недавно пожертвовать, он сгорел в огне. Слава Богу за всё! Еще построим, главное, что обитель батюшки Софрония осталась цела и невредима, да и мои духовные чада не оставляют».
- ...В Софрониевой пустыни нет прихода, нет дохода, нет оборота, спасаются насельники и ведут строительство исключительно на средства духовных чад батюшки Владимира, проживающих во всех российских городах и даже за рубежом. Их разделяют тысячи километров, моря и океаны, но связывает главное – соборная молитва друг за друга и искренняя любовь к Богу.
- – Любой катаклизм на нашей планете, – рассуждает отец Владимир, – связан с потерей духовности. И лето 2011 года – еще одно тому подтверждение. Природа страдает от нас, мы ее исказили в момент грехопадения, продолжаем и сейчас весь этот процесс: народ пустился в блуд, наркоманию, алкоголизм, поклоняется низкопробной культуре. Храмы открылись, а молодежи там нет, нет и проповеди. Вы только представьте себе цифру: 300 тысяч девушек в возрасте до 16 лет делают аборты. Что это за страна, что это за народ? Я часто вспоминаю рассказ немецкого врача, в годы Великой Отечественной войны обследовавшего наших девушек, которых пригоняли в Германию на принудительные работы. Они все были девственницы. Врач сообщал об этом Гитлеру неоднократно, подчеркивая особенно, мол, «нам никогда не победить эту страну». А что сейчас? Недавно я беседовал со студентами Выездновской Волго-Вятской академии и задал им такой вопрос «Что сегодня в России самое продаваемое?» Они дружно стали отвечать, дескать, нефть, газ, драгоценные металлы, ценные бумаги. А я назвал им одно-единственное слово «совесть» и обратился к ним с духовным наставлением: «Вас тоже в жизни будут уговаривать ею торговать. Не соглашайтесь. Ведь совесть – это голос Бога в человеке. Сейчас многие сидят на чемоданах, чтобы эмигрировать за границу в страны «больших возможностей». Но ведь Родина – она как мать – если ей плохо, надо терпеть и страдать вместе с ней!».
- ...Уезжали мы из пустыньки вечером под сильным впечатлением от полученной благодати. Во время духовных бесед с пастырем нам многое открылось: мелкими и незначительными показались житейские проблемы, слабой – наша вера, всплыли многие земные заблуждения, особенно когда надежда на себя превосходит нашу надежду на Бога. Прошла неделя, а поездка была как будто вчера: по-прежнему в мыслях звучат слова батюшки, его духовные наставления, ощущается его молитва за нас.
-
Н. МИХАЙЛОВА. Фото А. КУРИКОВА.
|
|