|
-
-
В последнее время в нашем обществе отмечается заметный рост общепсихологической культуры. Сегодня практически нет предприятий, фирм, организаций, образовательных учреждений, где ни работали бы специалисты, отвечающие за социальный комфорт в коллективе. И всё больше людей считают правильным обращаться к ним за помощью, причём не только в кризисной ситуации. Психологическая помощь становится более востребованной, а специальности, связанные с психологией, – более престижными и высокооплачиваемыми.
-
Тем, кто сейчас стоит перед выбором будущей профессии и горит желанием лучше узнать себя, стать более эффективным и адаптированным к жизни, следует обратить внимание на самый молодой факультет Арзамасского пединститута – психолого-педагогический. Именно в его стенах идёт подготовка по востребованным сегодня специальностям – «Психология», «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная работа», «Социально-культурный сервис и туризм».
-
- Психолого-педагогический факультет был образован в июле 2001 года и в ближайшее время отметит свой первый серьёзный юбилей. За десять лет существования здесь накоплен значительный опыт подготовки специалистов, а также реализованы многочисленные научные разработки в рамках исследовательских проектов фундаментального и прикладного характера в сотрудничестве с престижными вузами страны.
- Девиз факультета «Учиться! Развиваться! Помогать!» в полной мере отражает социальную значимость профессий, которые связаны с образованием, социальной защитой населения, сервисом и туризмом, профессий интересных, наполненных творчеством, новизной и огромным набором возможностей. Выпускники факультета способны привнести в жизнь окружающих кардинальное переосмысление действительности, психологическое облегчение, душевный комфорт и возвращение вкуса к жизни.
- – При создании факультета мы ориентировались на социальный заказ современной России и, в частности, на потребности Арзамаса и южных районов Нижегородской области, – поясняет декан психолого-педагогического факультета, доктор педагогических наук, профессор Тамара Тимофеевна Щелина. – Этот заказ обусловлен потребностью общества в специалистах, которые могли бы оказывать компетентную психологическую и социально-психологическую помощь людям, имеющим проблемы в собственном развитии, в воспитании детей, в общении с людьми: коллегами, родственниками, супругами, соседями.
- Сегодня на очном и заочном отделениях факультета обучаются свыше 800 студентов. Завершается первый год обучения по современной системе уровневого образования – магистратуре. Учебный процесс обеспечивают более 50 преподавателей факультетских кафедр: общей педагогики и педагогики профессионального образования; психологии развития; общей и педагогической психологии; социальной работы, сервиса и туризма. Среди преподавателей факультета десять докторов наук, из которых восемь профессоров и около тридцати кандидатов наук. Среди специалистов с ученой степенью кандидата наук выпускники, успешно постигавшие азы преподавательской и научно-практической деятельности на факультете, помогающие идущим по их стопам младшим коллегам, обучающимся в аспирантуре.
- Психолого-педагогический факультет располагает серьёзной материально-технической базой. Здесь имеются кабинеты психолого-педагогического консультирования, методики и технологии работы социального педагога, психодиагностики, социальной работы, педагогики, компьютерный класс, тренинговый зал, лекционные аудитории. Учебный процесс реализуется с применением современного мультимедийного оборудования.
- – Особенностью факультета является особая система организации практики, – говорит декан Т.Т. Щелина. – Студенты активно применяют свои знания и приобретают необходимый опыт работы в школах, колледжах, учреждениях социальной защиты населения, комитетах управления микрорайонами, детских оздоровительных лагерях и на базах отдыха, в учреждениях Главного управления Федеральной службы исполнения наказания и в подразделениях управления внутренних дел, в отделах по работе с семьёй, опеки, попечительства и усыновления, межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних. Как правило, именно в этих организациях наши выпускники успешно трудоустраиваются по всей Нижегородской области и за ее пределами.
- Уникальной возможностью соединения теории с практикой для студентов психолого-педагогического факультета является работа аниматорами, вожатыми и педагогами в детских оздоровительных лагерях Нижегородского региона и России.
- – Особой гордостью является то, что наши студенты проходят летнюю педагогическую практику во Всероссийском детском центре «Орлёнок», – дополняет Т.Т. Щелина. – А с недавнего времени границы деятельности ребят перешагнули рубежи России: в рамках расширения сотрудничества и профессионального самосовершенствования нашим студентам было предложено поработать в Греции в международном лагере «Лазурный», расположенном на острове Эвия в Эгейском море.
- Кроме того, студенты психолого-педагогического факультета активно закрепляют свои знания в практической деятельности в качестве волонтёров, участвуя в реализации различных проектов и программ, поддерживаемых Управлением делами Президента РФ, министерством образования Нижегородской области, Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского, концерном «Росэнергоатом», Международным общественным гуманитарным фондом «Знание», Международной организацией «Penal Reform International» и другими.
- Студенческие группы активно участвуют в подготовке и проведении общеинститутских и внутрифакультетских мероприятий: День рождения факультета, День первокурсника, День студента, «Экватор», Новый год, «23+8» (23 февраля и 8 Марта) и других. На факультете издаётся газета «Инсайт». Студенты принимают участие в культурной и спортивной жизни вуза, занимаются научно-исследовательской деятельностью. Ежегодно для студентов и преподавателей организуются Дни здоровья.
- Очень значимой для факультета является взаимосвязь с семьями студентов. Регулярно на факультете проводятся родительские собрания, и родители имеют возможность быть в курсе учебной и внеурочной деятельности своих детей. Это позволяет вовремя предвидеть беду, успеть ее предотвратить и помочь каждому стать незаменимой, уникальной, успешной в трудной взрослой жизни личностью, живущей среди других людей, достойных уважения.
- – Для психолого-педагогического факультета традиционным стал адаптивный лагерь первокурсников, который организуется в самом начале первого семестра с целью успешного приобщения вчерашних абитуриентов к условиям обучения в вузе и сплочения вновь созданных учебных групп в единый дружный коллектив, – говорит декан Т.Т. Щелина. – Такая работа требует целеустремленности, сплоченности и взаимной ответственности преподавательского и студенческого коллективов. Она связана с определенным риском, временными и психологическими затратами. Вероятно, поэтому другие факультеты пока не спешат воспользоваться ее преимуществами. Психолого-педагогический не ограничивает свою деятельность очным отделением. Активная внеаудиторная и воспитательная работа проводится и на заочном отделении, что дает возможность прожить полноценную студенческую жизнь в сжатом режиме.
- В целом обучение на психолого-педагогическом факультете даёт студенту не только полноценные и глубокие знания, умения и навыки востребованного специалиста, но и позволяет максимально развить личность, подготовить себя к плодотворной творческой работе.
- На рубеже первых десятилетий своего существования факультет представляет собой механизм с оптимальными условиями для раскрытия личностного потенциала каждого студента, построения грамотной и эффективной траектории развития профессионализма и применения инновационных методов активного социально-психологического обучения. Хочется верить, что в новое десятилетие психолого-педагогический факультет войдёт динамично развивающимся организмом, способным готовить востребованных специалистов высокой квалификации, чьим девизом на протяжении всей деятельности останется «Учиться! Развиваться! Помогать!»
-
Д. Данилов. Фото из архива факультета.
-
Главной задачей факультета является организация учебного процесса по освоению образовательных стандартов по следующим направлениям подготовки:
- Психология (аспирантура). «Психология развития, акмеология», «Общая психология, психология личности, история психологии».
- Психология (магистратура). Профиль «Психология развития».
- Педагогика (магистратура). Профиль «Социальная педагогика».
- Психолого-педагогическое образование (магистратура).
- Психология служебной деятельности (специалитет).
- Педагогика и психология девиантного поведения (специалитет).
- Психолого-педагогическое образование (бакалавриат). Профили: психология образования, психология и социальная педагогика, специальная психология и педагогика.
- Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат). Профили: логопедия, образование детей с задержкой психического развития.
- Психология (бакалавриат).
- Социальная работа (бакалавриат).
- Организация работы с молодёжью (бакалавриат).
- Туризм (бакалавриат).
- Информационный сервис (бакалавриат).
- Социально-культурная деятельность (бакалавриат).
- Реклама и связь с общественностью (бакалавриат).
|
|