|
-
-
можно приобрести в с. Красном у потомственной мастерицы Екатерины Бысовой. Еще каких-то 40–50 лет назад мы были намного ближе к природе. Меньше носили синтетики, меньше пользовались электроникой, меньше ездили на машинах и, наверное, меньше болели. В то время особенно в сельской местности основной зимней обувью, например, были валенки – мягкие, теплые, удобные. Их без оглядки на моду носили даже молодежь, не говоря уж о людях в пожилом возрасте.
-
- А теперь и в трескучий мороз валенки не в ходу. Поэтому и валяльное производство сошло, можно сказать, на нет. И все-таки кое-где еще оно сохранилось. В селе Красном, например. Как сказала хранитель фондов музейно-выставочного центра Арзамасского района С.В. Казнина именно красноселами в середине 19 века это ремесло было освоено в совершенстве. Изделия крестьян из Красного расходились по всей Нижегородской губернии, а секретами технологии местные умельцы делиться ни с кем не хотели и даже изобрели для того, чтобы скрыть истинное значение некоторых слов и понятий, свой – матрайский язык. Вот поэтому их (красноселов) до сих пор зовут матраями. Сейчас бы, наверное, они – те бывшие золотые мастера – с удовольствием поделились любым профессиональным секретом, но, увы, нет желающих перенять его.
- В Красном сегодня живут восемь человек представителей семейных династий валяльщиков валенок: Е.М. Бысова, А.Н. Мельников, Н.А. Касаткина, Е.А. Вагина, Е.А. Меньшова, М.Д. Ширченков, А.М. Бысов, Б.И. Крайнов. Из них продолжает заниматься валенками только Екатерина Михайловна Бысова. Остальные давно бросили этот промысел за невостребованностью продукции.
- А Екатерина Михайловна сохранила все: и деревянные колодки всех размеров, и мастерскую (избу-стирню) с печкой и большим котлом, в котором варятся заготовки, и специальный стол с железными и деревянными руликами, вальками для укатывания валенок. И главное – любовь к этому делу, которым занималась в свое время еще ее мама Евдокия Михайловна Щипачева. Дочка поначалу только помогала матери в работе, приглядывалась, примечала что да как. А потом стали набирать в Красном в артель по производству валенок молодежь на обучение. Бабушка посоветовала Дунятке отдать Катерину на обучение. «Куда ей, она еще мала, не смыслит, – замахала мать руками». «А там все такие, – отвечала резонно бабушка, – а гляди-ко научится ремеслу, так кусок хлеба-то всегда у нее будет». Это бабушкино благословение Катюша приняла близко к сердцу и всегда его вспоминала. А ведь так оно и вышло. «Фабрика» – так она в шутку называет свою мастерскую – помогла ее семье не только не бедствовать, но и жить в достатке. В артели Катю сразу приметили. У подружки, с которой пришла туда, мало что получалось, она и бросила быстро учебу, а Катя все на лету схватывала: не зря у матери с малых лет подсобницей была, какой-никакой, а опыт и сноровку уже имела. Когда артель распалась, стала заниматься ремеслом на дому.
- В 20 лет вышла замуж. Муж поддержал ее дело. И все у них пошло ладно. Выстроили добротный дом. Спрос на валенки в 60–70 годы был еще большой, поднакопили за счет «фабрики» денег, купили потом квартиру в городе. Так что и дети сейчас жильем обеспечены.
- Екатерине Михайловне 73 года. Но она еще крепкая. И, несмотря на то, что давно уже живет одна, с валяльным производством не расстается.
- – Очень трудно достать шерсть, – говорит она. – Овец никто не держит. Узнаю, разыскиваю таких людей, чтобы купить у них шерсть. Но и то не беда, а беда, что валенки никто не носит. Даже детские спросом не пользуются. А ведь какие они полезные для здоровья! Так что, если кто желал бы приобрести натуральную валяную обувь, пусть обращаются ко мне. Пока еще есть силы могу скатать валенки на заказ.
-
Л. МАРИНИНА. Фото М. ДЕМЯНКО.
-
Страницы истории
- Сапоговаляльные заведения в Арзамасском уезде начинали работу с 22 октября (по ст. стилю), иногда с Покрова дня и продолжались до Масленицы или середины Великого поста. Рабочий период составлял 20 недель (от 5 до 6 месяцев с октября до апреля).
- Производство валенок очень трудоемко. Процесс изготовления занимает от трех до семи дней.
- За несколько веков технология валяния ничуть не изменилась. Традиционно для изготовления валяных сапог использовали овечью шерсть. Но арзамасские валяльщики помимо овец стригли коз и собак. Шерсть брали только с живых животных, наиболее ценной считалась шерсть августовского пострига под названием «летнина». Кроме шерсти для изготовления валенок кустари использовали муку. Шерсть обрабатывали при помощи так называемого «лучка» – выгнутого ивового прута. К нему прилагалось две струны, получаемые из кишок крупнорогатого скота. Попадая между струнами, шерсть распушалась. Это было первое, самое примитивное орудие по обработке шерсти.
- Потом шерсть колотили, раскатывали скалками и руками, формировали сам валенок из влажного войлочного пласта, то есть «сбивали» шерсть в единую массу сначала на столе, а потом и на колодке нужного размера – здесь была нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Чем искуснее был мастер, тем незаметнее он делал место шерстяного стыка. Вторая часть работы производилась в избе-стирне. Там заготовку – полувалок, похожий на огромного размера носок, бросали в котел и варили от пяти часов до полутора суток, иногда до двух дней. Затем надевали на деревянные колодки, которые растягивали валенок до нужного размера, и вбивали клинья для создания объема. Работали кустари в так называемых «катальнях» – деревянных избах небольшого размера с русской печью и одним или двумя котлами, проводя за работой целые дни.
- В 1878 году в Красном, Васильеве Враге, Хохлове, Должикове, Шатовке, Ямищах 935 человек в 245 домах занимались валяльным промыслом. В том году красносельскими мастерами было изготовлено 34800 валяных сапог.
- Широкий ассортимент валяльных товаров предлагали арзамасские мастера русским и иностранным покупателям. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 году мастер из с. Кичанзина С.А. Корсаков представил сапоги черные поярковой шерсти мужские и женские; красноселы Г.С. Меньшов – сапоги женские, мужские и детские из поярка, крепкие и красивые сапоги изготовил для выставки А.И. Утенков.
- По данным А.В. Карпова, в 1897 году в Арзамасском уезде действовало всего 25 сапоговаляльных заведений. А в 1915 году – 96.
- После Октябрьской революции в с. Красном работала артель «Ударник», где продолжали валять валенки. В годы Великой Отечественной войны для фронта она выпустила 350 тысяч пар валяных сапог. Многие из них не раз возвращались на фабрику, их чинили, подшивали и снова отправляли на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность, даже на золотые часы.
-
С. Казнина, хранитель фондов музейно-выставочного центра Арзамасского района.
-
Из статьи «Арзамасский валенок».
|
|