|
-
-
4 октября – День гражданской обороны МЧС России. К этой дате полковник в отставке В.Ф. Спицын имеет непосредственное отношение: в восьмидесятые годы прошлого века он возглавлял штаб гражданской обороны города Арзамаса. Сегодня мы публикуем интервью с ним.
-
- – Владимир Федорович, как складывалась система гражданской обороны в Арзамасе с момента вступления вами в должность начальника штаба?
- – Руководил гражданской обороной в городе председатель горисполкома. Сначала на этой должности был Аркадий Петрович Ефимов, затем с 1982 года – Александр Васильевич Чичканов. С 1985 года – Иван Петрович Скляров, который очень многое сделал для Арзамаса в дни ликвидации последствий техногенной катастрофы июня 1988 года.
- На должность начальника штаба ГО г. Арзамаса меня назначили в 1980 году. Я в то время работал заместителем председателя гор-исполкома.
- Именно тогда по всей России шло формирование штатов службы гражданской обороны. Наш город получил третью категорию по ГО. Для информации: Москва – первую, Дзержинск – вторую категорию.
- Это было новым делом как для меня, так и вообще для города, поскольку работа в этом плане не велась, документация отсутствовала.
- Сначала меня направили на специальную двухмесячную подготовку по ГО на всесоюзные центральные офицерские курсы. Закончив обучение, получив свидетельство, а главное – запас знаний по организации системы ГО, я вернулся в Арзамас и приступил к формированию штаба.
- Самым первым и незаменимым моим помощником был М.И. Лебедев. Михаил Иванович хорошо знал город и район, прекрасно ориентировался в обстановке. Он и сегодня работает в системе гражданской обороны.
- Прикомандирован был к нашему штабу еще и лейтенант Сергей Аринин, химик по образованию. Он занимал должность старшего офицера штаба. Его знания нам очень пригодились в дальнейшей деятельности, хотя в штабе он проработал всего два года.
- Затем на эту должность вступил капитан Виктор Валентинович Ханеев.
- Заместителем начальника штаба был Борис Александрович Карасев. В штате штаба был: Алексей Чогин – инженер инженерно-технических мероприятий, Татьяна Лебедева – стрелок ВОХР, мастера производственного обучения Иван Павлович Шишленков и Владимир Кириллович Липатов. Секретной частью заведовала Маргарита Журавлева, водителями работали Иван Васильевич Набилкин и Евгений Алексеевич Рабынин.
- – Можете вспомнить нештатные случаи в начальном периоде вашей деятельности в должности начальника штаба ГО?
- – Каких-то особо резонансных моментов не припоминаю. Бывали случаи, когда в районе железной дороги обнаруживались рассыпанные и разлитые ядохимикаты. Быстро определяли степень зараженности, предпринимали меры к нераспространению и ликвидации очага.
- – Что находилось под особым вниманием сотрудников штаба ГО и почему?
- – К особым объектам относились железная дорога, станции Арзамас I, Арзамас II. Хладокомбинат, где хранились большие запасы мяса и рыбы, также был под нашим наблюдением. К тому же для функционирования холодильных установок использовалось до 20 тонн аммиака, а это очень опасное вещество. Молокозавод, АПЗ, АМЗ, «Коммаш» и другие предприятия также были в зоне особого внимания штаба ГО.
- Все эти объекты работали на оборону и являлись целью для противника в случае развязывания войны. Потому мы должны были подготовить работников предприятий, обучить их действиям в случае возможного нападения извне либо аварии, катастрофы в мирное время.
- Штабом был разработан мобилизационный план, по которому мы должны были взаимодействовать с горрайвоенкоматом. Нам дополнительно приписывался личный состав из десяти офицеров и 44 человек из рядового и сержантского состава. Кроме этого разворачивался узел связи. Это еще 28 человек. То есть задействовано было до ста человек.
- Для связи с областным штабом ГО имелись мощная радиостанция, а также легковая автомашина «Москвич» и автобус.
- В Арзамасе были открыты курсы подготовки специалистов ГО. Проводились штабные тренировки и комплексные учения. На все объекты штаб ГО выдавал предписания о количестве различных формирований в соответствии с установленными нормами, их структурой, техникой. К примеру, в организациях, где было 200 работающих, создавался санитарный пост, а на предприятиях с количеством работающих 2000 человек – санитарные дружины (24 человека).
- За восемь лет, то есть с 1980 по 1988 год, мы дважды проводили учения (в 1982, 1985 годах, следующие планировались в 1988 году). На 11 июня 1988 года областной штаб в составе представительной комиссии должен был выехать в Арзамас для проведения очередных учений по ГО. К этим учениям руководящий состав, городские службы и формирования были готовы полностью. Но взрыв 4 июня опередил события и таким образом устроил экзамен нашей готовности к чрезвычайным ситуациям. Готовились к учениям, а пришлось действовать в реальной чрезвычайной ситуации.
- – Работники штаба ГО были в центре событий тех трагических июньских дней...
- – 4 июня 1988 года – трагическая дата. Для многих арзамасцев с этого злополучного дня жизнь раскололась надвое: до и после.
- Надо отметить, что многие граждане откликнулись на боль и страдания земляков, оказывали пострадавшим всевозможную помощь.
- Руководство города, предприятий, учреждений, правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР Геннадием Георгиевичем Ведерниковым оказали большую помощь горожанам в ликвидации последствий. И, конечно же, штаб ГО города был на передовой, как и руководитель гражданской обороны города И.П. Скляров. Он был одним из тех, кто понимал важность и необходимость совершенствования системы ГО, всегда сам участвовал в проведении тренировок и учений. Время показало его правоту.
- – Как действовал штаб в те трагические дни?
- – 4 июня 1988 года утром я шел в штаб ГО, где со своими коллегами хотел еще раз проверить документацию и готовность служб к предстоящим учениям. Взрыв раздался, когда я уже подходил к горисполкому, где находилось помещение штаба. Мы приняли меры к срочному оповещению населения. Виктор Антонович Тарабаров, начальник службы связи ГО, включил стойку циркулярного вызова руководящего состава города, и мы сразу же отправились на место взрыва, произвели замеры. Убедились, что химической опасности и радиационного заражения нет. Об этом доложили И.П. Склярову.
- В одном из полуразрушенных домов был организован пункт управления штаба ГО, оснащенный средствами связи, что позволило оперативно решать все вопросы, связанные с оказанием помощи пострадавшим и их эвакуацией.
- На первых порах завалы разбирали вручную, надо было убедиться в том, что под обломками никого нет.
- Вскоре прибыла техника – более трехсот единиц. Пришла помощь и из областного штаба ГО. С облисполкома прибыли А.А. Соколов и Г.М. Ходырев, под вечер – заместитель председателя Совета Министров СССР Г.Г. Ведерников с командой, в которую вошли все заместители министров СССР.
- Постоянно во взаимодействии со штабом ГО работал А.И. Ларин. Он рассматривал все жалобы жителей поселка Арзамас I. Затем совместно принимали решение по ремонту и переселению людей. Недалеко от штаба ГО был развернут подвижной пункт питания. Трехразовым питанием обеспечивали две тысячи человек.
- Второй секретарь ГК КПСС А.Н. Захаров также принимал деятельное участие. Помогал решать многие вопросы и ГК ВЛКСМ, возглавляемый В.Б. Елисеевым.
- Большую группу комсомольцев из города Горького, прибывших для оказания помощи Арзамасу, возглавлял О. В. Лавричев.
- Многие, очень многие проявили чуткость, понимание и безотказно работали на ликвидации последствий взрыва.
- Полная достоверная оценка нашей деятельности по ликвидации последствий взрыва имеется и в информационных материалах штаба ГО СССР.
- В частности, там указано, что «штабы ГО Горьковской области и г. Арзамаса обеспечили выполнение своих задач как рабочего аппарата Правительственной Чрезвычайной Комиссии…», что «спасательные, другие неотложные, а также восстановительные работы в г. Арзамасе проводились с достаточно высокой эффективностью».
- – Что бы вы пожелали своим коллегам, тем, кто сегодня несет службу в составе МЧС России?
- – Обычно в таких случаях желают здоровья, долгих лет жизни, а еще хотелось бы пожелать, чтобы всем нам светило доброе солнышко на чистом голубом небосводе, чтобы люди никогда не знали горя.
- С праздником! Всех благ!
-
Беседовал В. Каляев.
|
|