|
-
-
ответственного, толерантного, способного работать в единой команде на общий результат – такую цель ставят перед собой педагоги школы №1 им. М. Горького г. Арзамаса, которая отметит в ноябре свое 150-летие
-
- Долгое время школа работала в напряженном двухсменном режиме, занятия зачастую проходили в неспециализированных кабинетах. И только в 2007 году с приходом нового директора Д.Б. Тихонова началось интенсивное строительство пристроя на 224 учебных места, после сдачи которого под ключ 24 класса-комплекта стали работать в условиях, соответствующих санитарным нормам и требованиям. Строительство шло под патронажем администрации города, и, конечно же, не без участия нового директора Д.Б. Тихонова. Так уж сложилось, что именно с Дмитрия Борисовича в школе №1 начался отсчет нового времени, связанного с внедрением в образование информатизации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, единого государственного экзамена. Мы попросили Д. Б. Тихонова поделиться своими мыслями о том, какими он видит сегодняшних учеников, учителей, себя и школу в современном образовательном пространстве.
- – Дмитрий Борисович, почему школа – ваш выбор?
- – Я вырос в школе №10. В лаборантской уроки учил. Там моя мама Людмила Анатольевна Тихонова до сих пор работает учителем химии, а папа 27 лет был заместителем директора, поэтому путь мой после окончания 11 классов определился как-то сам собой: пединститут, конечно. Закончил его с отличием. Работал сначала в отделе экологии, руководил детским экологическим лагерем на Пустынских озерах, был главным специалистом департамента образования. Ну а потом мне предложили должность директора школы №1...
- – Но школа не совсем обычная. Со сложившимися традициями. Коллектив сильный, работники пользуются в городе заслуженным авторитетом. Как вас встретили?
- – Хорошо. Я не почувствовал какого-то отторжения, неприятия, наоборот, получал поддержку.
- – В управлении коллективом придерживаетесь авторитарного стиля?
- – По уставу школы управление основывается на принципах единоначалия, но мне ближе принцип единогласия, когда большинство коллег разделяют хотя бы частично мою точку зрения. Я жду от своего коллектива единомыслия.
- – Что цените в коллегах?
- – Любовь к детям.
- – А знания, умение их преподнести?
- – Если педагог безразлично, без любви относится к детям, он не найдет у них поддержки. Ему все будет даваться с трудом. Поэтому любовь к детям на первом месте. Второе, учитель должен быть личностью, чтобы дети прислушивались к его мнению, должен быть достаточно волевым человеком, чтобы отстаивать свою точку зрения. И третье. Учитель должен быть очень ответственным человеком.
- – Вы нарисовали портрет учителя старых времен. А сейчас к педагогу требование одно: он должен уметь напичкать ученика знаниями. Все остальное – неважно, вернее, менее важно. Поэтому и школы сейчас престижнее те, которые дают больше знаний. А как у вас? Каким вы видите выпускника своей школы?
- – Работодатели нам говорят: знаний у нынешней молодежи достаточно, но ей не хватает умения общаться, быть терпимой к окружающим. У современной молодежи нет чувства коллективизма и умения работать в одной команде на общий результат, а есть расхлябанность, безалаберность, необязательность. И это серьезная проблема. Вот и хотелось бы воспитать (вместе с семьей, конечно, потому что все эти изъяны идут из семьи) в своих учениках противоположные черты. На первом месте поэтому в модели выпускника я бы поставил ответственность за свои дела и поступки, самодисциплину, высокую требовательность к себе и терпимость к тем, кто рядом.
- – В школе все меньше времени отводится русскому языку, а английскому – все больше. Не становятся ли наши дети, углубленно изучая английский язык, как в вашей школе, например, менее патриотичными, не прививается ли им с языком психология англичан?
- – Если ставить перед собой высокие цели, без знания английского сегодня не обойтись, английский язык открывает перед человеком новые горизонты. Поэтому в нашей школе его изучают со второго класса, начиная с трех часов в неделю, в старших – семь часов, в том числе спецпредметы на английском языке: литература Великобритании и США и английский для делового общения. И это, повторяю, уже требование времени. Многие люди сегодня начинают изучать английский в 30–35 лет, потому что незнание языка препятствует осуществлению их планов. И поэтому, если уж говорить о сохранении национальных корней, традиций, об ограждении от чужеродной психологии, то это надо делать на государственном уровне, как во Франции, например (стране с огромным количеством мигрантов), правительством принимается комплекс мер, направленных на сохранение национальной культуры.
- – А на школьном уровне что можно сделать?
- – Создать музей школы можно, чем мы сейчас активно занимаемся, обновляем экспозицию, перерабатываем огромное количество фактического материала о людях, работавших или учившихся здесь. В истории школы еще много белых пятен, мы не знаем, кто стоял у руководства в 30-е годы, огромный пласт неизученного материала о дореволюционном и послевоенном периодах...
- – Многие родители хотят, чтобы ребенок его был успешным и учился поэтому именно в вашей школе с углубленным изучением английского. Существует ли какой-то специальный отбор?
- – В соответствии с законом об образовании какой-либо специальный отбор в образовательные учреждения не допускается. Вместе с тем работники школы могут дать рекомендации родителям по выбору образовательного учреждения и программы исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
- – Но бывает так: ребенок к языку не способен, а он уже в вашей школе учится. Что тогда делаете, отчисляете?
- – За мою бытность такого не было. Конечно, у ребенка, поступающего в нашу школу, должны быть гуманитарные наклонности. Но выбор делают родители, и наша задача не допустить того, чтобы у него пропало вдруг желание учиться. Дети у нас находятся под постоянным пристальным вниманием и учителей, и родителей. Про нашу школу даже говорят, что здесь домашняя обстановка, как в хорошей семье, если у кого-то неудача, не успехи, то все спешат на помощь.
- – С учениками, которые хромают по каким-то предметам, учителя занимаются дополнительно?
- – В начальной школе с такими учениками больше занимаются родители. А вот в старших классах мы выделяем дополнительные часы, чтобы помимо учебного плана учителя готовили учащихся к ЕГЭ. Родителям это уже сложно.
- – Сейчас к ЕГЭ зачастую детей готовят платные репетиторы. Как вы к этому относитесь?
- – Спокойно отношусь. Только считаю, что репетиторы нужны детям, которые ставят перед собой очень высокие и серьезные цели, хотят поступить в престижный вуз на бюджетной основе, поэтому к ЕГЭ им нужно подготовиться более тщательно, чем всем остальным. Им нужно набрать на экзаменах по трем предметам от 240 до 260 баллов, а для этого иметь такие знания, которые не может порой дать даже обычный школьный учитель. Такие ребята посещают специальные подготовительные курсы при институтах, техникумах, обращаются к репетиторам, то есть они хотят достичь поставленную цель и ищут для этого средства. Что же в этом плохого? Но большинству наших выпускников вполне достаточно тех знаний и той подготовки к экзамену, которые дает школа.
- – А что скажете о ЕГЭ?
- – В педагогическом сообществе чаще слышу высказывания против этого нововведения. У меня другое мнение. Сама форма проведения экзамена намного объективнее прежней. Она стимулирует к получению знаний и середнячка, и сильного ученика. Проблема в другом: нужно, чтобы условия проведения ЕГЭ были одинаковы для всех и во всех регионах, чтобы никто не мог воспользоваться сотовым телефоном и списать на экзамене или заблаговременно через интернет узнать вопросы и так далее.
- Что касается такого предмета, как литература, я согласен, он не в полной мере вписывается в формат ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы бывают слишком усложнены. Но ведь это все решаемые вопросы. У нас существует институт педагогических измерений (ФИПИ). Его сотрудники должны своевременно устранять существующие проблемы, адаптировать задания под школьную программу. Просто нужно время, чтобы как и все новое ЕГЭ прижился.
- – Что вам удалось за пять лет в должности руководителя осуществить и что не удалось? Каковы планы?
- – Удалось улучшить условия обучения за счет строительства пристроя и укрепления материально-технической базы школы.
- Не решена до конца кадровая проблема: в школе сейчас происходит смена поколений, и это очень болезненный процесс. Уходят учителя с 30-летним стажем, имеющие высшую квалификационную категорию, к которым родители вели своих детей с верой, что они отдают ребенка в надежные руки. А вот учителей среднего возраста, которые должны составлять костяк коллектива, очень мало, есть молодежь, которой еще многому надо учиться, поэтому есть ощущение некоторой нестабильности.
- Всего у нас в коллективе пятьдесят учителей вместе с совместителями, двенадцать из них имеют высшую категорию. И всех нас в декабре этого года ожидает аккредитация нашего учреждения, с которой нужно успешно справиться.
-
Л. МАРИНИНА. Фото из архива школы.
|
|