|
-
-
Итак, с нынешнего года поступить в вуз без ЕГЭ стало невозможно. Двоечник ты или отличник – значения не имеет. Главное – результаты ЕГЭ по одному обязательному (русский язык) и двум профильным предметам в соответствии с выбранной выпускником специальностью, которую он будет приобретать в вузе. Никаких вам экзаменационных комиссий, никаких собеседований – уровень знаний выпускника школы и его способности будет определять машина. И все бы ничего, если бы не очень странные “ошибки”, которые допускают при введении ЕГЭ руководители Министерства образования. О некоторых из них нам рассказал ректор АГПИ Е.П. Титков.
- Дамоклов меч
- – 28 декабря 2008 года был обнародован приказ Министерства образования РФ о приеме в вузы страны в 2009 году, согласно которому должно принимать в вузы выпускников по результатам сразу четырех вступительных экзаменов и все – по ЕГЭ. Но дело было не только в количестве, весь трагизм складывающейся ситуации заключался в перечне обязательных экзаменов. Так вот среди обязательных фигурировал экзамен по иностранному языку, причем на все гуманитарные и естественно-научные специальности. Представьте себе, что для поступления на факультеты биологии, географии, дошкольной педагогики, методики и педагогики начального образования и другие специальности вводился в качестве обязательного наряду с русским языком экзамен по иностранному языку, да еще и в форме ЕГЭ.
- Приказ обнародовали за три дня до новогоднего праздника, когда людям не до серьезных вещей – все украшают елки и бегают по магазинам, покупают подарки. А затем в январе начинается целая “пьяная декада”, а потом – целая декада “опохмеления”. Кто же из родителей смог бы в должной мере осознать, понять, что их детям в вузы в этом году поступить будет очень непросто.
- Руководители вузов схватились за голову. Потому как четыре вступительных экзамена да еще с иностранным языком в качестве обязательного начисто лишали вузы возможности произвести набор студентов на первый курс и практически на все учительские специальности. Вы же прекрасно понимаете и хорошо знаете, как наши школьники владеют иностранным языком, чтобы сдать его в рамках Единого государственного экзамена. Проблема набора на первый курс встала весьма остро.
- И становилось вполне понятно то, как реализуется план оставления в России всего лишь 200 вузов. Никто сверху, административным путем, не закрыл бы ни один вуз. Они бы постепенно сокращались сами. Потому что с четырьмя вступительными экзаменами да еще с обязательным иностранным языком, я думаю, большинство вузов Нижегородской области не выполнили бы в этом году план приема на первый курс. Ибо вы все прекрасно знаете, как и на каком уровне преподается у нас иностранный язык в сельской школе и даже в городах, в том же Нижнем Новгороде, где в последние годы не хватало учителей именно иностранного языка. Такая серьезная угроза встревожила вузовскую общественность. В связи с этим президент Российского союза ректоров, ректор МГУ, академик Виктор Антонович Садовничий встретился с министром образования. Что и в какой форме он сказал Андрею Александровичу Фурсенко, нам неизвестно. Но на страницах «Российской газеты» сообщили, что после этой встречи министр образования объявил: в этом году вузы могут оставить три обязательных экзамена, а иностранный язык вольны выбирать в качестве обязательного сами вузы.
- Мы вздохнули облегченно. Во второй половине января Минюст России утвердило правила приема в вузы на 2009 год, где указано, что вуз имеет право устанавливать три вступительных испытания в форме ЕГЭ, а иностранный язык не входит в число обязательных.
- Однако этот порядок приема в вузы утвержден лишь на 2009 год.
- Эксперимент по ЕГЭ не подготовлен ни организационно, ни методически.
- Российская академия образования оказалась в стороне от научной оценки, от анализа и рекомендаций по эксперименту и его результатам.
- До сих пор нет и научного обоснования ущербности обычных школьных экзаменов по отношению к тестам ЕГЭ. Остаются лишь ссылки на западных коллег и их опыт, причем без вразумительного обоснования того, что именно этот опыт мы должны были перенимать здесь, в России, для решения наших проблем, которые сильно отличаются от иноземных. Да и какой опыт можно перенять, например, у США, если история этой страны короче, чем история Московского университета?..
- Анализируя ход и результаты ЕГЭ, ученые вуза сформулировали некоторые общие выводы и оценки. Они сводятся к следующему.
- Переход на ЕГЭ практически потребует перехода на принципиально иную систему обучения и подготовки школьников и неизбежно повлечет за собой коренной пересмотр содержания и подходов к образованию.
- Ориентация на знание разрозненных фактов, вводимая Единым госэкзаменом, лишит нашу школу задачи давать систематизированные знания, не только устранит ее нацеленность на логическое обоснование любых изучаемых действий и процессов, но и сделает излишним формирование целостной картины мира.
- С введением общероссийского ЕГЭ общее образование неминуемо расслаивается на образование для массы и на образование для избранных, элиты. Общеобразовательная школа, основанная на единых принципах образования для всех, превратится в школу «двух коридоров», основанную на социальном и имущественном неравенстве.
- Тестовая форма ЕГЭ не решает одну из главных задач, которую ставили экспериментаторы: обеспечение доступности качественного высшего образования для талантливой молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров местностей.
- Общий вывод таков: введение ЕГЭ в тестовой форме может привести к стратегическому отставанию России от наиболее развитых стран мира. Поэтому введение ЕГЭ в его предлагаемой сегодня российской школе тестовой форме можно рассматривать как вольную или невольную диверсию против современной России.
- Есть ли выход?
- Самая больная точка в продолжающемся эксперименте, утверждают ученые, – это ЕГЭ по литературе. После обнародования его результатов в 2008 году выяснилось, что почти 25 процентов российских школьников получили по этому предмету на экзаменах “двойки”.
- С одной стороны, этот результат остро обозначил процесс деградации филологического образования в России, с другой – ЕГЭ по литературе в том виде, в каком он сейчас существует, – это форма, во многом не соответствующая содержанию преподавания русской словесности в сегодняшней российском школе. Ибо фрагментарность, разрозненность литературных фактов, событий, явлений – это единственно возможный принцип построения контрольно-измерительного материала ЕГЭ по литературе. Если в таком же разрозненном фрагментарном виде предстанет в новых адаптированных к условиям ЕГЭ учебниках и литературный процесс, то понятие “духовная традиция”, скрепляющее воедино наследие русской литературы и обеспечивающее ей нравственную силу, станет уже атавизмом, а воспитательная роль литературы, ее духовно-формирующий потенциал почти сведется на нет.
- Где же выход? Его ученые-словесники видят в следующем. Поскольку возврат к традиционным формам итоговой аттестации школьников не спасет российскую школу от образовательного кризиса как проявления системного (духовного, социального, экономического) кризиса современной России, выход из него возможен только при мощной поддержке со стороны государства гуманитарного образования, успешная реконструкция которого должна основываться на богатейших отечественных традициях русской педагогической мысли, окончательной реабилитации и масштабной пропаганде русской духовной культуры, где значительным вкладом станет слово и дело пастырей Русской Православной Церкви.
-
Подготовила Л. МАРИНИНА.
|
|