|
-
-
Из семьи Шевалдиных, проживающей в селе Криуше Арзамасского района, в феврале этого года органами опеки и попечительства были изъяты четверо детей: Марина (12 лет), Ирина (6 лет), Саша (5 лет) и Вика (2 года). Трое отправлены в социально-реабилитационный центр, который находится в р.п. Выездном, младшая Вика находится в больнице, так как у нее имеется задержка веса и отставание в физическом развитии.
-
История эта получила широкий резонанс в российских СМИ по той причине, что Наталья Шевалдина, мать этих детей, пожаловалась на якобы неправомерные действия чиновников полномочному представителю при президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову.
-
- Мы попросили прокомментировать ситуацию начальника управления жилищной политики, опеки и попечительства администрации Арзамасского района Т.В. Пимкину:
- – Да, действительно, органы опеки и попечительства вынуждены были забрать детей из семьи Шевалдиных, – сказала Татьяна Владимировна, – так как полноценного ухода за детьми со стороны родителей в этой семье не было, более того, проживание в этой семье представляет сегодня угрозу для здоровья и даже жизни детей. 4 февраля 2013 года мама Наталья Ивановна Шевалдина избила свою 12-летнюю дочь Марину. Этот факт избиения и послужил поводом для отобрания детей из семьи (именно так называется эта процедура в Семейном кодексе РФ). По результатам судебно-медицинской экспертизы девочке было нанесено 25 травматических воздействий, на ее теле обнаружено 19 синяков и ссадин (это по заключению экспертизы). Органы опеки в данной ситуации просто не могли поступить иначе и действовали в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса РФ, постановлением правительства Нижегородской области № 574, где говорится, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей органы опеки и попечительства обязаны немедленно забрать детей из семьи, откуда идет эта угроза.
- – Но, может быть, это был единичный случай, с кем, как говорится, не бывает. Ведь семья, как пишут электронные СМИ, не такая уж плохая. В селе она даже считается обеспеченной. У супругов Натальи и Константина был ЗИЛ, они перевозили лес и неплохо зарабатывали.
- – Занимались бизнесом, видимо, это правда. Но каким? Самовольной вырубкой леса в Вадском лесничестве, продавали этот лес. Их, естественно, привлекли к уголовной ответственности за экологическое преступление и дали каждому по 3 года 3 месяца условно. Кроме того, Константин, человек пьющий, нигде не работающий, не раз привлекался стражами порядка к административной ответственности за мелкое хулиганство, за появление в общественных местах в нетрезвом виде, за проживание без паспорта. Наталья также несколько раз привлекалась к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей, она часто пребывает в состоянии депрессии, не отказывается от выпивки. Дочь избила в пьяном виде, объясняет это состоянием аффекта, тем, что пришла нетрезвая с поминок.
- – Но везде пишут, что у Шевалдиных сгорел в Криуше дом, и они после этого начали бедствовать, а помощи ни от кого не дождались.
- – 5 августа 2010 года во время пожара в селе Криуше сгорели крыша и надворные постройки дома, принадлежащего маме Натальи Шевалдиной. Наталья с семьей была прописана в этом доме, но фактически 6 лет Шевалдины жили в Н. Новгороде. Младших детей Вику и Сашу Наталья родила в Н. Новгороде, что указано в их свидетельствах о рождении. А в Криушу семья перебралась только в октябре 2011 года. То есть через год и два месяца после пожара. Здесь они купили на средства материнского капитала ветхий домик площадью 34,4 квадратных метра, в котором одна комната, ни крыльца, ни коридора, нет газа, воды и канализации. И в этом доме вшестером начали жить. По договору купли-продажи дом стоит 338 тысяч рублей. Проверить, сколько фактически заплачено продавцу, конечно, невозможно. Могу только сказать, что в 2011 году за 350–400 тысяч рублей в Криуше можно было купить вполне приличный особняк.
- Хозяйка сгоревшего дома – мама Натальи Шевалдиной – обращалась за помощью в администрацию Арзамасского района к главе муниципалитета М.В. Рыбину. Ей было предложено временно пожить в маневренном жилом фонде на территории Балахонихинского сельсовета, но она отказалась, сказав, что поживет пока у дочерей в Н. Новгороде, а весной будут восстанавливать дом. Ей предлагали приобрести 100 кубометров леса по льготной цене для восстановления надворных построек и крыши дома. От этой помощи Галина Алексеевна также отказалась, объяснив это тем, что у нее дочь занимается лесом и поэтому в лесоматериалах она не нуждается. По линии соцзащиты ей была оказана материальная помощь в размере 10 тысяч рублей. Это максимальная сумма, которую может получить от государства семья в постигшем ее бедствии.
- – Начался судебный процесс, на котором по представленным органами опеки документам и фактам Наталью Шевалдину могут лишить родительских прав. Что послужило поводом для судебного разбирательства?
- – Начнем с того, что в мае 2012 года семья Шевалдиных отнесена к категории неблагополучных. Основанием для этого послужило прежде всего пьянство родителей, неухоженность детей. Дети постоянно были голодные, одеты не по сезону. О плохих условиях проживания говорить уже не приходится. В связи с этим Наталье было предложено поместить детей в социальный реабилитационный центр, хотя бы временно (по ее заявлению), где и питание, и лечение, и помощь психолога, и уход за детьми – соответствующие, от чего она отказалась.
- А в настоящее время на Шевалдину Наталью Ивановну заведено уголовное дело по факту избиения ею 12-летней дочери. И органы опеки и попечительства обратились с исковым заявлением в суд о лишении родительских прав в отношении Шевалдиной Н.И. и Шевалдина К.Ю.
- Я не знаю, какое решение примет суд: лишат ли Шевалдиных родительских прав, ограничат ли их в правах сроком до 6 месяцев или откажет нам в иске. Но так или иначе я надеюсь, что это послужит супругам Шевалдиным серьезным уроком.
- Восстановить свои права родители, конечно, могут, если захотят изменить прежде всего себя и свой образ жизни. В 2012 году в Арзамасском районе 9 родителей в отношении 7 детей были лишены родительских прав, но восстановиться в правах пожелал только один.
- – Как всем уже известно, Наталья Шевалдина решила доказать, что нет оснований для лишения ее родительских прав, и пожаловалась полномочному представителю президента РФ по правам ребенка Павлу Астахову. Этой историей заинтересовались также российские СМИ. Две недели назад вместе с педагогами Мотовиловской школы, где училась Марина Шевалдина, вы вернулись из студии записи программы «Прямой эфир» Михаила Зеленского. Ваши впечатления.
- – Я была после этой поездки в состоянии шока, если можно так выразиться. Выкрики, хлопанье, топанье, обвинения, угрозы, нежелание слушать собеседника. Ну, по-русски выражаясь, сущий ад. Больше всего меня возмутило отношение этой публики к вопросам нравственности. Когда завуч Мотовиловской школы К.В. Троицкая рассказала, что старшая девочка Шевалдиных Марина принесла в школу сотовый телефон отчима с порнокартинками и показывала их другим детям, ее просто засмеяли: нашла, дескать, чем возмущаться. Да сейчас по телевизору и не такое увидишь. «А знаете ли вы, госпожа Троицкая, что Министерство образования готовит анкету для 8–9-летних детей, где есть вопрос: «Как вы относитесь к сексу?» А знаете ли вы, что в Москве сейчас почти все учителя ОБЖ – педофилы? Картинки в телефоне – это такая мелочь!»
- Если верить газете «Новое время», то героям программы платят за выход в эфир солидную сумму. Это я для тех, кого интересует, сколько стоит вся эта «шумиха». И кому она нужна. Решили всему миру показать, какие бездушные, бесчеловечные, жестокие у нас чиновники работают в органах опеки.
- Главная же беда в том, что очень трудно сегодня многодетной семье выжить. Если не хватает родителям сил и ума заработать средства к существованию путем праведным, они начинают искать лазейки, нарушают закон, как это случилось с Шевалдиными, не получилось воровать – начинают пить, опускаются на дно. А пьянство родителей – это бич нашего общества, пьющие родители губят себя и тянут в эту яму свое потомство.
- И мы практически бессильны противостоять этому хоть чем-нибудь. Вот над чем надо горевать, о чем по всем каналам говорить, что показывать и искать выход из этой западни.
-
-
Р.S. Что ждет Наталью Шевалдину после суда?
- Как проинформировали нас юристы, в подобных случаях обычно рассматриваются три варианта решений: оправдать подсудимую и отказать органам опеки в иске; ограничить подсудимую в родительских правах (дети изолируются от матери на какой-то срок, при этом она имеет право встречаться с ними); лишить подсудимую родительских прав. Если происходит третье – дети в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда определяются в детский дом или приемную семью. Если мать встает на путь исправления, она всегда может восстановить свои родительские права. Конечно, куда лучше их не терять.
- Накануне суда мы отправились в Криушу в дом, где живут сейчас супруги Шевалдины без детей. Натальи дома не оказалось, нас встретил Константин. Трезвый. В доме был наведен относительный порядок, сделан декоративный ремонт, приобретена кое-какая мебель. Константин сказал, что он намерен устроиться на работу в Нижнем Новгороде, пять дней будет работать, а на выходные приезжать домой.
- С Натальей мы встретились в этот же день в Арзамасе. Наталья мысли не допускает о том, что ее лишат родительских прав, даже временно. Но, как она сказала, эта история послужила ей уроком, она теперь постарается пересмотреть свои отношения с детьми.
-
Наталья очень хотела бы верить, что Константин после всего случившегося возьмется за ум, что дети будут жить в своей семье.
-
Л. НИКОЛАЕВА.
-
Как учится Марина,
-
рассказала директор Мотовиловской средней школы Т.Л. Хмельникова:
- – Старшая девочка Шевалдиных Марина учится в 3 классе. Ей все дается с большим трудом и от родителей помощи должной не получает. В школьной столовой вместе с другими детьми не питается, хотя мать от соцзащиты получает на питание деньги. В доме, где она живет, вместе с комиссией по делам несовершеннолетних я бывала не раз: там полная антисанитария. Однажды девочка принесла в школу телефон, который взяла у отчима, и рассматривала с детьми порнокартинки. Сказали матери. На следующий день Марина пришла в школу со следами побоев. Я повезла ее в РОВД и показала суд-медэксперту. На мать завели уголовное дело.
-
Погорельцам предлагали резервный фонд,
-
сообщил глава администрации Ломовского сельского совета В.А. Егоршин:
- – Ничем, к сожалению, помочь людям, попавшим в беду (я имею в виду пожар в доме, где были прописаны Шевалдины), мы не имеем возможности. Никаких мер поддержки законом даже для многодетных семей не предусмотрено. Есть только чисто человеческий фактор. В нашей администрации, правда, имеется резервный фонд, жилплощадь для экстренных случаев, это комната в общежитии. Я предлагал Шевалдиным этот вариант. Но как было им на этом пятачке разместиться? Они, естественно, отказались.
-
О мерах социальной поддержки семье
-
рассказали начальник управления соцзащиты населения Арзамасского района Р.В. Горбачев и начальник комплексного центра обслуживания населения Арзамасского района И.А. Полякова.
- Р.В. Горбачев:
- – Как многодетной семье Шевалдиным по линии соцзащиты населения производятся следующие выплаты: ежемесячное детское пособие – 100 рублей на ребенка. Ежемесячные выплаты – 671 рубль на питание в школе для старшей дочери и 500 рублей на проезд. Ежемесячное пособие к началу учебного года – 694 рубля, на самого маленького ежемесячная компенсация стоимости молочных продуктов – 857 рублей. До исполнения ребенку полутора лет выплачивалось (по октябрь 2012 года) ежемесячное пособие по уходу за ребенком – 4651 рубль 90 копеек.
- Кроме того, семья получает денежную компенсацию за коммунальные услуги (за электроэнергию), а также за твердое топливо – 2785 рублей.
- И.А. Полякова:
- – Семья Шевалдиных состоит у нас на учете как неблагополучная многодетная семья, поэтому мы стараемся предоставить детям Шевалдиных всевозможные меры социальной поддержки. Старшая Марина ездила по бесплатной путевке в санаторно-оздоровительный центр «Золотой колос», дети получали подарки по линии Всероссийского общества «Красный Крест», а также от администрации района в День защиты детей, Новый год. Но это все разовая помощь, которая вряд ли может изменить общую ситуацию в семье.
|
|