|
-
-
Год назад настоятелем церкви в честь Сошествия Святого Духа в г. Арзамасе был назначен иерей Сергий Соловьев из Нижнего Новгорода. Его жена, матушка Анна, стала регентом хора, в котором она к тому же и солирует и не перестает удивлять прихожан храма своим небесной чистоты и красоты голосом, а еще на редкость приветливым и добрым нравом. Откуда она, где ее корни, как она стала женой священника? С этими вопросами мы обратились к матушке Анне в канун Дня жен-мироносиц, который отмечается Православной Церковью в третье после Святой Пасхи воскресенье.
-
- – Я из семьи потомственных священнослужителей, – сказала матушка Анна. – Мой отец Николай Долбунов организовал первую в Н. Новгороде православную гимназию, служил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в п. Гнилицы (окраина Н. Новгорода). Этот храм сам он с Божьей помощью и отстраивал. А дед (по отцу) Григорий Долбунов принял сан священника в 50 лет, дожил до глубокой старости и был очень почитаем своей паствой. Дед был из числа тех пастырей, которые привлекают людей к Церкви своей любовью, он всех утешал, жалел. У него даже стихотворение есть:
- «Огни Божественной любви,
- Господь, в сердцах наших возжги!
- Помоги нам жить, любя
- Тебя паче, чем себя.
- А следующее четверостишие заканчивается словами:
- Помоги нам жить, любя
- Ближних паче, чем себя...
- А вы знаете, говорил он нам, что за «дурака» вы будете гореть в геенне, то есть грубо обозвать человека, обидеть, унизить – это совершенно недопустимо.
- – Но современным людям такие понятия, как «геенна огненная», «плач и скрежет зубов» кажутся какой-то фантазией.
- – Так ведь не буквально все надо воспринимать. Это, надо полагать, образное сравнение, которое передает состояние души злого человека после смерти.
- – Как вас воспитывали родители?
- – В нашей семье росло 12 детей, семь девочек – четыре из них стали матушками, и пятеро братьев – трое стали священниками. Воспитывали нас довольно жестко. Но при этом все мы чувствовали, как нас любят родители. Они сумели сделать главное – зажечь в нас веру. И поэтому все эти строгости воспринимались нами как должное: что заслужил, то и получил. Не хочешь быть наказанным, веди себя правильно.
- – А когда подросли, учились в светской школе, трудно было не отступать от правил, не позволять себе то, что позволяли сверстники?
- – Очень трудно. Например, гулять вечером только час, а в 9 часов уже быть дома, соблюдать посты. Но нас научили молиться, исповедоваться. Все это помогало преодолевать соблазны, хотя, конечно, не все было идеально. А еще мамина молитва нас спасала, мы это всегда чувствовали.
- – Сомнений по поводу будущей профессии с такими вокальными данными как у вас, конечно же, быть не могло...
- – Не сомнения, а разногласия были. Родители настаивали, чтобы я пошла в духовное училище. Но духовных знаний я получила достаточно и в семье, и в церкви, регентовала с 13 лет, закончила сначала музыкальную школу, потом музучилище, поэтому очень хотела продолжить образование в консерватории и, конечно, я настроена была сделать певческую карьеру, потому и поступила все-таки в Нижегородскую консерваторию. А потом перевелась в московский университет культуры и искусства на вокальное отделение.
- – А матушкой стать не мечтали?
- – Быть женой священника очень ответственно и сложно. Во многом приходится себе отказывать, но все трудности преодолевает любовь. Я всегда говорила, что если стану матушкой, то только Соловьевой (улыбается). С Сергеем Соловьевым, который служил в свое время иподьяконом у владыки Георгия, мы встретились впервые в нашем храме в п. Гнилицы. Оба испытывали друг к другу чувства большой симпатии, но не подозревали о том, что эти чувства взаимны. Потом пути наши разошлись. Мы жили в разных городах. Я уже думала, что он – не моя судьба. И вдруг чудесным образом Господь устраивает так, что мы оказались вместе. Опять, я уверена, помогли мамины молитвы.
- – И вы бросили вуз?
- – Да, чтобы быть рядом с тем, кого люблю. Но я все-таки постараюсь получить высшее образование, как только подрастет сынишка.
- – А петь на сцене для жены батюшки – это уже невозможно?
- – Почему нет? Если, например, выступать на концертах духовной музыки... Я не считаю, что женщина, даже воцерковлённая, всю жизнь, обязана проводить у плиты. Она должна быть образованной, интересной для окружающих, она должна развиваться и реализовывать свои творческие способности. Я, например, без пения, без дирижерской работы не смогу. Жизнь тогда потеряет для меня самые яркие краски.
-
Л. Николаева. Фото М. ДЕМЯНКО.
|
|