Оказывается, в лексиконе некоторых граждан есть словосочетание «народный транспорт». Таковым в их понятии считается... поезд. Хотя чему удивляться: если верить статистике, то порядка 70 процентов граждан, отправляющихся в отпуск, предпочитают добираться в дальние края именно «по рельсам-шпалам». И это люди разных национальностей, социальной принадлежности, менталитета, достатка. Одним словом, разный народ. Хотя в одном он един – в желании, чтобы этот путь на поезде действительно был комфортным. Этому много что должно способствовать, ведь дорога начинается с кассы вокзала, поэтому в сезон отпусков не случаен наш разговор со старшим билетным кассиром вокзала станции Арзамас Е. В. Сафроновой:
– Елена Владимировна, в здании вокзала вывешено летнее расписание поездов дальнего следования. Претерпело ли оно существенные изменения?
– Особых нововведений нет. В связи с тем, что пассажиропоток не увеличивается, видимо, нет необходимости в пуске дополнительных поездов. Разве что в южном направлении, и то их количество было увеличено в праздничные дни.
– Сегодня на арзамасских вокзалах редко можно увидеть очереди к кассам. Люди меньше стали ездить на поездах?
– Пусть невелик процент, но все же есть те, кто предпочитает поезду автомобиль или самолет. Все больше людей оформляют билеты через интернет. Сегодня мы наблюдаем уменьшение количества граждан, приобретающих билеты в кассах, а потому, к сожалению, идет сокращение численности кассиров. В связи с этим и на вокзале станции Арзамас II изменился график работы касс. В определенные часы билет на поезд можно купить только в одной кассе.
– Все мы хотим, чтобы проезд нам вышел как можно дешевле. Есть ли акции, скидки на РЖД в летний период?
– На РЖД уже много лет действует гибкая тарифная система: в тот или иной период (в зависимости от сезона, пассажиропотока, праздничных дней) цены на проездные документы то повышаются, то понижаются. Тому, кто следит за тарифами, следует знать, что не так давно на железной дороге введена система так называемого динамического ценообразования, которая касается вагонов купе и СВ ряда поездов. Принцип ее в том, что чем выше спрос и меньше мест в поезде, тем цена на билет выше. В свою очередь, если пассажир покупает билет на поезд, где продано мало мест, то он выигрывает в цене. Поэтому если поездка запланирована заранее, то и проездной документ стоит приобрести заранее.
– А конкретные примеры можно привести...
– К примеру, возьмем поездку из Арзамаса до Москвы. На разных поездах в одно и тоже время цена в купе может существенно отличаться: в одном составе – 2500 рублей, в другом (благодаря динамическому ценообразованию) – 1240 рублей. Как пассажиру выгоднее приобрести билет, всегда информируют наши кассиры.
Если говорить в общем о скидках, то, приобретая билет в купе или СВ за 31–45 суток до отправления поезда, скидка – 20 процентов. В этом же размере она предоставляется и тогда, когда пассажир выкупает все места в купе или СВ, а если при этом еще туда-обратно – то 30 процентов. Если же просто туда-обратно, то – 10 процентов. Но следует учитывать, что эти скидки не распространяются на те поезда, в которых динамическое ценообразование.
– Правда, что сейчас продажа билетов открывается за 60 дней до отправления поезда?
– Это только на те, которые курсируют на Украину, и на небольшое количество поездов внутреннего сообщения. В частности, курсирующего через нашу станцию – на поезд №142 сообщением Москва–Чебоксары.
– Как говорилось, все популярнее становится оформление билетов через интернет...
– Это, конечно же, удобно. Но следует внимательно читать всю информацию, когда оформляешь проездной документ через интернет. Электронный билет может быть по-разному оформлен. В одном случае документ достаточно будет предъявить проводнику, в другом – он требует «подтверждения» у кассира.
– А что касается возврата билетов...
– Правила остались прежними: чем раньше сдашь билет до отправления поезда, тем больше шансов вернуть его полную стоимость. Следует, правда, знать, что если пассажир не сам сдает билет, а просит, к примеру, друзей, то у тех на руках должна быть доверенность.
– Слышала, что в поездах дальнего следования отменен страховой взнос с пассажиров?
– Это так, сейчас предусмотрено только добровольное страхование от несчастного случая. Сегодня свои услуги предлагают четыре страховые компании, из которых пассажир вправе выбрать любую. К сведению, стоимость добровольного страхового полиса от 50 до 150 рублей.
– В СМИ много говорилось о запуске двух-этажного поезда...
– Этот поезд сообщением Москва–Адлер пользуется популярностью. Его позиционируют как поезд повышенного комфорта: отличное обслуживание, идеальная чистота, интересный внутренний дизайн, разнообразный спектр услуг.
– Предусмотрен ли льготный проезд в поездах для школьников?
– В летний период нет. К сведению, ребенок в возрасте до пяти лет может совершать поездку бесплатно (на одной полке с родителем), для детей от пяти до десяти лет предусмотрен детский билет (стоимость – 40 процентов от полной стоимости проездного документа).
Беседовала Н. Рогова. Фото автора.