|
-
Сегодня мы беседуем с ректором Арзамасского педагогического института доктором исторических наук, профессором Е.П. Титковым о переходе учебного заведения на двухуровневую систему образования. Произойдет это в 2010 году, а сейчас начата подготовка к этому процессу.
-
- – Евгений Павлович, напомните еще раз нашим читателям, что это такое – двухуровневое образование?
- – В Европе уже давно происходит процесс формирования единого образовательного пространства. Ключевым документом сегодняшнего этапа этого процесса является Болонская декларация, принятая в 1999 году, которая определила долгосрочную цель – повышение мобильности студентов, возможностей трудоустройства выпускников вузов, рост конкурентоспособности европейского высшего образования во всем мире (так называемый Болонский процесс). Россия, присоединившаяся к этому процессу, постепенно внедряет его основные компоненты: двухуровневое обучение в вузах и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление образовательных кредитов, мобильность и контроль качества... Этого требует создание единого экономического пространства, единого рынка труда, чтобы кадры могли перемещаться по всему сообществу без лишних бюрократических процедур. Предполагается, что создание единого образовательного пространства позволит национальным образовательным системам взять все лучшее от соседей, в свою очередь эти системы должны быть однотипными, состоящими из единых образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), одинаковые формы фиксирования получаемых квалификаций, взаимное признание получаемых квалификаций и т.д.
- Что такое бакалавриат? Это направление, дающее законченное высшее профессиональное образование в той или иной сфере. Только носить оно будет более общий характер.
- В магистратуре углубленно изучается какое-либо направление профессиональной деятельности, причем не обязательно связанное напрямую с квалификацией, полученной в бакалавриате. Заканчивается обучение защитой магистерской диссертации. Таким образом, продолжить обучение в магистратуре могут те, кто хочет совершенствовать свои профессиональные знания в каком-либо узком научном направлении. Это подготовка специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности. В российских вузах сохранится и традиционная форма обучения в таких вузах, как медицинский и некоторые технические, где недостаточно четырехлетней учебы. А для многих должностей, как считают сторонники двухуровневой системы образования, достаточно и бакалавриата.
- В принципе, идея неплохая: после окончания бакалавриата выпускник может пойти работать, за это время сможет определиться в том, что хочет и на что способен и где дальше учиться. Но плохо то, что количество мест в магистратуру будет ограничено. По предварительным прогнозам, в магистратуре будет обучаться не более 20 процентов, окончивших бакалавриат.
- – Достаточно ли перехода на двухуровневую систему, чтобы дипломы российских вузов начали признавать в Европе?
- – Это только начало интеграции в системе образования. До общих дипломов еще далеко, необходима разработка совместных международных образовательных программ. В настоящее время реализуются межвузовские совместные образовательные программы, а потому появилась возможность решения таких проблем, как признание совместных степеней, обеспечение и контроль качества образования, синхронизация движения студентов в университеты разных стран, а также и выдача совместных для вузов разных стран дипломов. Совместные дипломы фактически приобретают статус общеевропейских документов об образовании.
- Анализ состояния дел в российском образовании, с точки зрения Болонского процесса, показывает, что только около 20 российских вузов имеют совместные образовательные программы с университетами стран Европы и США, а практика выдачи совместных дипломов еще не получила достаточного распространения в российских университетах. В основном вузы ограничиваются выдачей двух национальных дипломов, поскольку российское законодательство не регулирует этот процесс. Для нашего вуза такое международное сотрудничество – весьма отдаленная перспектива.
- – А как идет процесс подготовки к переходу на двухуровневую систему обучения в вашем вузе?
- – Этот переход (ступень бакалаврской подготовки) наш вуз осуществил еще в 2005-2006 учебном годах, имею в виду направления педагогики и теологии, сегодня мы реализуем и такие направления бакалавриата, как прикладная информатика и физико-математическое образование. В прошлом году мы предпринимали попытку открытия бакалаврских программ по направлениям филология и естественно-научное, но она оказалась неудачной, набор не был осуществлен, не было желающих обучаться.
- В новом учебном году мы осуществляем набор на бакалавриат по направлению «Социально-экономическое образование» (профиль – политология) на заочном отделении.
- Естественно, что окончательное введение двухуровневой ступени образования потребует структурной перестройки выпускающих кафедр всех факультетов, а это болезненный процесс, который затронет практически весь профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал. Он уже начался. На физмате объединены кафедры алгебры, геометрии, методик их преподавания и методики обучения математике в кафедру математики, теории и методики обучения математике, которую возглавил доктор педагогических наук, профессор М.И. Зайкин. В результате объединения кафедр матанализа и компьютерных наук с кафедрой прикладной математики создана кафедра математического анализа и прикладной информатики (руководитель Л.В. Широков). Есть вероятность, что структурная реорганизация на физмате будет продолжена и в новом учебном году. Этот процесс затронет и другие факультеты, отделы и структурные подразделения вуза.
- – По каким направлениям вуз будет готовить бакалавров, а по каким магистров?
- – Бакалавров будем готовить по направлениям теология, естественно-научное, физико-математическое, филологическое, социально-экономическое, педагогика. Условием открытия магистратуры является высокий процент преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук и звание профессора. Кадровый потенциал вуза должен составлять не менее 70 процентов докторов и кандидатов наук от общего числа научно-педагогических кадров, обеспечивающих учебный процесс по определенному направлению. Руководство магистерской программой должен осуществлять научный руководитель, являющийся профессором или доктором наук. При этом один профессор или доктор наук может осуществлять научное руководство не более чем двумя магистерскими программами. В вузе должны быть созданы условия для продолжения обучения студентов-магистрантов в аспирантуре: 50 процентов магистерских программ должны быть обеспечены однопрофильными специальностями аспирантуры. Из всего этого следует, что у нас возникнут сложности с открытием магистратуры по таким направлениям, как естественно-научное и теология.
- Переход на двухуровневую модель потребует от нас разработки абсолютно нового программно-методического, информационного обеспечения основных образовательных программ. Все это придется делать фактически с нуля.
- – Одно из условий интеграции образования является его качество...
- – С возникновением негосударственных вузов в стране и многочисленных филиалов государственных вузов проблема качества образования является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри страны, так и за ее пределами. А потому важнейшим из направлений в работе вузов является создание внутривузовской системы управления качеством образования. За последние годы в нашем институте многое сделано в этом направлении. Результаты проделанной работы были представлены на конкурс, проводимый европейским фондом управления качеством. Наши материалы по созданию системы качества стали призерами конкурса, в результате чего у вуза появилась реальная возможность сертификации нашей системы. Осенью на базе института еврофондом будет проведен обучающий семинар «Управление качеством образования», по результатам которого значительное число преподавателей и сотрудников вуза, занятых в разработке системы менеджмента качества образования, получат сертификаты международного образца.
- Мы работаем и по другим направлениям, способным влиять на качество образования: организация учебного процесса, структура и содержание образовательных программ, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям госстандартов и т.д.
- Еще одна проблема, которую предстоит решить, – разработка новых учебных пособий, рекомендаций. Словом, работа предстоит огромная.
-
Беседовала С. Белоус. Фото М. Демянко.
|
|