|
-
как святой старец бросил монаху хлеб, и монах встал на четвереньки и ртом взял хлеб, и ел его. Получается, у православного христианина не должно быть чувства собственного достоинства?
-
- – Это Иоанну Колову старец хлеб бросил. Иоанн Колов – это воплощенное послушание. Здесь нет никакого самоуничижения и несохранения собственного достоинства. Только в высшей степени свидетельство того, что он очень хорошо понимал, в чем заключается чувство собственного достоинства. Его достоинство – в монашестве. А монашество – в послушании, в отсечении своей воли. И тут он совершенно четко и точно выполняет свое послушание. Не отверг, не возроптал, не сказал: «Я не собака, я человек» или еще что-то. Он не продемонстрировал, дескать, я самолюбивый, гордый, считающий, что «он что-то значит и что-то немаловажное». Он, Иоанн Колов, смирился. И старец не унижает его, не презирает, наоборот возвышает, учит владеть собой и обретать свободу. Сначала старец не взял его вместе с отцами. Все ели, а он стоял у дверей, а к концу трапезы получил брошенный кусок. И тогда он встал на четвереньки, подошел и съел. Все отцы удивились смирению и послушанию Иоанна Колова, будущего великого светильника египетской пустыни. Чувство собственного достоинства не есть гордость или тщеславие, а понимание меры своей ответственности, своего положения и соответствующих методов и средств духовного возрастания.
- Господь не отрекся от чувства собственного достоинства, когда смирился и родился в яслях, в вертепе, куда скот загоняли. Никакого унижения здесь нет – напротив, Его смирение ради людей является Его достоинством. И святые Отцы подражали Его смирению. Наше достоинство не в том, чтобы что-то такое значить – больше, чем есть на самом деле, а в том, чтобы знать свою меру, знать, что мы имеем. А имеем мы образ и подобие Божие, жизнь, веру, таланты, у кого какие. Многие считают, что чувство собственного достоинства – это ходить павлином. Нет, это просто твердое и четкое понимание, какие таланты ты получил, и память о том, что ты их удвоить должен.
-
Настоятель Софрониевой пустыни, председатель общества русской православной культуры Святителя Игнатия Брянчанинова
-
протоиерей Владимир Цветков.
|
|