|
- – Слышала, что в будущем году школы, вузы, больницы могут поменять статус и будут оказывать только платные услуги? Так ли это?
-
Е. Куклина.
-
- Действительно, в следующем году у бюджетных учреждений появится выбор: либо перейти в статус автономных, либо так называемых бюджетных учреждений нового типа, либо казенных.
- Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право заниматься коммерцией, то есть оказывать платные услуги.
- Правда, решающее слово, какой статус принять, остается за учредителями. Ими могут быть областные, краевые администрации и муниципалитеты – их профильные комитеты, управления, департаменты. Для федеральных бюджетных учреждений это соответствующие министерства.
- Такие нормы заложены в Законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон вступает в силу 1 января 2011 года, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Так что в запасе есть чуть более двух лет для того, чтобы подготовиться и адаптироваться к новым условиям.
- По словам директора Центра прикладных экономических исследований Т. Абанкиной, субсидии под госзадание в отличие от нынешнего финансирования по смете дают руководителям учреждений больше свободы. Появляется возможность самим решать, сколько денег направить на оплату труда, коммунальные расходы, учебные расходы, а не следовать строго смете, даже если какие-то ее статьи оказались уже неактуальными. Например, перебросить часть материальных расходов на повышение квалификации педагогов, сэкономленные на электроэнергии средства добавить на ремонт учебных кабинетов, раньше изменить смету более чем на пять процентов было практически нереально.
- Но при новом порядке учредители обязаны строго следить, чтобы госзадание неукоснительно выполнялось. В этом как раз залог того, что бесплатные услуги школ, вузов, поликлиник не будут сокращаться. Именно они и составляют основу госзадания. Будут проводиться постоянный мониторинг, выборочные проверки. Если объем оказываемых услуг не соответствует госзаданию по объему или по качеству, то финансирование может быть уменьшено или прекращено. При этом, например, учащиеся школ на улице не останутся. Это конституционная гарантия. И Конституцию никто не менял. Кроме того, бюджетные учреждения остаются в казначейской системе исполнения бюджета. И казначейство, несомненно, тоже будет осуществлять контроль за расходованием их средств. И, что особенно важно, ни бюджетные, ни автономные учреждения не могут быть признаны банкротами. Их имущество независимо от статуса остается в государственной или муниципальной собственности.
- У автономных учреждений самостоятельности больше, чем у бюджетных. Они могут открывать счета в коммерческих банках. Но контроль предусмотрен и здесь.
- Что касается третьего типа бюджетных учреждений – казенных, работающих в сфере безопасности, обороны и правоохранительной деятельности, то для них все остается по-старому. Они будут финансироваться по смете. И не смогут заниматься предпринимательской деятельностью. Более того, в их самостоятельное распоряжение средства не поступают. Это достаточно жесткая форма, полностью контролируемая учредителем.
-
По материалам СМИ подготовила Л. НИКОЛАЕВА.
|
|